Posted 19 ноября 2006,, 21:00

Published 19 ноября 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:02

Updated 8 марта, 09:02

Дым из области сердца

Дым из области сердца

19 ноября 2006, 21:00
Гамбургский театр «Талия» привез в Россию постановку «Эффи Брист» по роману Теодора Фонтане. Российским зрителям произведение немецкого классика знакомо по экранизации Райнера Вернера Фасбиндера, ставшей заметным событием середины 70-х годов. Театр, считающийся старейшим в Германии, показал в рамках столичного фестивал

Над головами первых рядов взлетают качели с сидящей на них юной девушкой с дудочкой. Она наигрывает незамысловатую мелодию, строит рожи зрительному залу. И с разбега начинает рассказывать историю, начавшуюся в один прекрасный теплый день. С двух сторон дуэльными пистолетами целятся друг в друга двое мужчин. Выстрел. Один из дуэлянтов падает. Потом встает, отряхивается, только на лацкане пиджака остается круглая прожженная дырочка, из которой клубится дым. Потом этот «дым из области сердца» романтического майора будет клубиться почти все действие спектакля. Режиссер Йоринда Дрёзе и драматург Юлиана Кёпп, в отличие от своего гениального предшественника Фасбиндера, не принимают персонажей и события, описанные в мелодраме Фонтане, всерьез. Будучи женщинами, они не имеют иллюзий относительно особ своего пола и относительно «романтических страстей».

Немецкие актеры играют, чуть-чуть шаржируя своих героев, точно добавляя рассчитанную дозу иронии во все возвышенные тирады. Актриса Юдит Хофманн, играющая мать героини, также занята в роли зловредной служанки Иоганны, «подставившей» свою хозяйку. А актер Хельмут Моошаммер, играющий отца, появляется обольстительной певицей-куртизанкой, исполняющей страстный любовный романс.

Героиня романа Эффи также увидена трезвыми и беспощадными женскими глазами. Не тщеславие родителей толкает эту Эффи на замужество с немолодым преуспевающим чиновником бароном фон Инштеттеном, но ее собственный эгоизм и собственное тщеславие («Я люблю, когда меня балуют, а муж будет меня баловать и дарить мне драгоценности, он же не знает, что я их не слишком люблю!»).

Актриса Паула Домбровски подчеркивает в своей Эффи не романтизм, а легкомыслие и эгоизм. Пленительная обезьянка с обворожительной гримаской хватает все, что попадает в сферу ее цепких лапок, но так же легко бросает схваченное. При этом «немецкая Эмма Бовари» куда расчетливее француженки. Эффи ни на секунду не мечтает об изменении жизни: ее вполне устраивает и высокое положение мужа, и место его супруги. И по легкомыслию она не догадывается, что чиновничий и светский эгоизм барона Инштеттена (Норманн Хакер) куда страшнее и опаснее ее женского эгоизма юной красавицы. Проигрывая любое прямое столкновение с супругом (начинающим страшно кричать, когда ему возражают), она ищет на стороне возможность самоутверждения. Эффи скучно, томительно, нечем себя занять. Родившаяся девочка благополучно отдана на руки няньке, а ведение хозяйства остается на руках Иоганны. И Эффи даже не снисходит к тому, чтобы заметить, что ее немолодая домоправительница Иоганна (Юдит Хофманн) явно не равнодушна к хозяину. Паула Домбровски играет Эффи женщиной абсолютно эгоцентричной, не замечающей ничего и никого вокруг. Романтический друг дома с раздробленной на дуэли рукой ни на секунду не занимает ее сердца, а только разнообразит досуг.

Двое актеров, встав на авансцене, чуть согнут ноги – и полетели в скачке скакуны. А их всадники ведут интимный и рискованный разговор. Каждое слово неожиданно сближает собеседников. И вот уже Эффи в кольце настойчивых ухаживаний. Романтичный майор посыпает мундир песком, ломает фикус на отдельные ветки и втыкает их в песок, окружая Эффи наглядным кольцом своих домогательств. Актриса точно показывает, что в тяге Эффи к майору немного подлинной нежности тесно переплелось с тщеславием и любопытством: адюльтер тоже надо в жизни попробовать. Узнав, что мужа перевели в Берлин, она испытывает облегчение, что вся «интрига» закончена.

В сущности, обнаружение мужем писем майора (спустя шесть лет после самих событий), дуэль, смерть майора, изгнание Эффи из дома и из приличного общества – наказание не столько за любовь и измену, сколько за эгоизм и неряшливость. «Может быть, не стоило выдавать ее замуж?» – вздохнет в финале мать. «Все это темный лес!», – пожмет плечами отец.

Открывший в этом году свой 163-й сезон, гамбургский театр «Талия», приехав в Москву на фестиваль императорских театров, продемонстрировал великолепную форму своих актеров и постановщиков, безукоризненный вкус и – главное – абсолютную современность.

"