Posted 19 октября 2014,, 20:00

Published 19 октября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 02:04

Updated 8 марта, 02:04

Неправедный гнев

Неправедный гнев

19 октября 2014, 20:00
Все чаще в последнее время религиозные активисты вмешиваются в область культуры: срываются концерты известных музыкальных коллективов, отменяются спектакли, проводятся бесцеремонные «рейды» на выставках. Несмотря на огласку в СМИ и недовольство в обществе, все эти инциденты практически всегда остаются безнаказанными.

После скандального выступления группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя, которое повлекло для девушек, позиционировавших свои действия как акт искусства, реальное уголовное наказание, так называемые «православные активисты» будто бы получили «зеленый свет» для того, чтобы вмешиваться в дела художников, чье творчество кажется им неприемлемым. Несмотря на то что спектакли, концерты и выставки проходят на предназначенных для этого площадках – в театрах, концертных залах и клубах, художественных галереях, а не на территориях, принадлежащих религиозным конфессиям.

Один из последних случаев в этой череде вмешательств верующих в культурную жизнь произошел буквально неделю назад: был сорван концерт метал-группы Cannibal Corpse в Нижнем Новгороде, а затем отменен концерт в Москве. «Новым Известиям» удалось поговорить с очевидцем нижегородских событий Анатолием Долговым (фамилия нашего собеседника по его просьбе изменена): «Все мы знали, на концерт какой группы шли. Все мы знали, что группа эта известна огромным количеством нападок на нее со стороны политиков, моралистов и религиозных фанатиков. После шести песен зал разделили на две части сотрудники ФСКН и спецназа полиции, концерт остановили под предлогом поиска наркотиков. Сначала на сцену вышел человек в синей куртке и попросил всех успокоиться, потом – организатор, который попросил то же самое с обещанием продолжить концерт, как только спецоперация будет завершена. Но спецоперация затянулась, организатор извинился за невозможность продолжения концерта, и всех попросили покинуть помещение».

Хотя прямых указаний на то, что произошедшее вызвано вмешательством верующих, повсеместно защищающих свои чувства, не было известно, что активист движения «Божья воля» Дмитрий Энтео отправлял в прокуратуру запрос с целью проверить на экстремизм тексты группы Cannibal Corpse, а перед столичным выступлением написал в своем «Твиттере»: «Концерта Cannibal Corpse в Москве не будет. Слава Богу нашему! Выезжаю в Главклуб, где меня встречают фанаты каннибалов. Помолитесь о нас, победа будет за нами!»

До этого также в Нижнем Новгороде было сорвано выступление метал-группы Slayer, причем в качестве причины отмены организаторы назвали невозможность группы доставить в город необходимое оборудование. «Небольшая ремарка в связи с последними событиями: концерт не запрещали административные органы. Мы не пострадали от действий религиозных активистов», – сообщили на своем сайте организаторы. Однако лидер движения «Божья воля» высказывался в своем блоге о том, что будет бороться против гастролей группы. В свою очередь организаторы концерта весьма осторожны в своих высказываниях относительно причин отмены выступлений: «КА LLART существует 9 лет, мы провели несколько сотен концертов в Нижнем Новгороде, России и за ее пределами. Благодаря нашей работе вы могли видеть в Нижнем Новгороде концерты Korn, The Offspring, Papa Roach, Bullet for My Valentine, Cradle of Filth, Rage, Sepultura и многих других. Концерт Slayer мы сами ждали не меньше поклонников, для нас большая честь работать с таким артистом, но, к сожалению, возникшие проблемы вне нашего контроля».

Однако же в то, что в разных городах России «по техническим причинам» вдруг отменяются концерты сразу нескольких групп, исполняющих мрачную «тяжелую» музыку, конечно, поверить сложно.

Концертом, ответственность за срыв которого взяла религиозная организация, стало выступление опять же метал-группы Behemoth в Новосибирске, куда еще ранее не пустили знаменитого рок-певца Мэрилина Мэнсона якобы за оскорбление чувств верующих. «Мы сделали это. Польские сатанисты Behemoth сломали свои гнилые зубы в Сибири. Толпа вурдалаков на Красном проспекте осталась без шабаша. «Концерт» сорван, несмотря на все ухищрения организаторов, владельцев клуба и сил правопорядка и их попытки обмануть православных и просто неравнодушных, вставших на защиту своей чести и чести всего города и России. Сегодня Правда и Добро восторжествовали», – написал в соцсети новосибирский православный активист Алексей Лобов.

Ну а самым громким случаем в череде срывов музыкальных мероприятий стал инцидент с фестивалем ParkLive в Москве, когда организаторам перед выступлением того же Мэрилина Мэнсона позвонили и сообщили о якобы заложенной бомбе. В том, что выступление сорвали члены организации «Божья воля», сомнений не было ни у кого. «В десять часов на сцену вышел Рава (один из организаторов фестиваля от концертного агентства «Мельница». – «НИ») и сказал: «Вы, наверное, в курсе, что концерт хотят сорвать. Отойдите назад, мы проверим сцену, убедимся, что все в порядке, и продолжим концерт». Отходить стали очень неохотно – толпу уговаривали около получаса. Потом мы стояли под дождем минут сорок, приехали «скорая» с полицией, в итоге на сцену снова вышел Рава и сказал, что полиция не разрешает продолжать концерт. Извинялся, сказал, что единственное, что он может предложить, – бесплатный вход на другие концерты. Кто-то начал расходиться, но большинство из толпы вплотную подошли к сцене, скандируя «Мэнсон!», но Рава сказал, что это не поможет и нам лучше разойтись. Странно: полиция не разрешила продолжить, но подойти к «заминированной» сцене разрешила», – рассказала корреспонденту «НИ» одна из посетительниц фестиваля – Евгения Алекберова.

Случай на фестивале ParkLive показателен тем, что даже когда абсолютно все – и организаторы, и публика – понимают, кто виноват в беспределе, никакого наказания за этим не следует, при этом шутки религиозных фанатиков уже действительно переходят границы безопасности. Петицию с просьбой обратить внимание на группу «Божья воля», которую написали посетители фестиваля, организаторы удалили из соцсетей, и случай «замяли». «НИ» связались с представителем концертного агентства «Мельница» (организатором и фестиваля ParkLive, и концерта Cannibal Corpse) Алексеем Кузовлевым, который сообщил, что вся актуальная информация о причинах отмены московского концерта Cannibal Corpse появится на веб-ресурсах агентства позднее, – однако прошло уже более недели, и никаких вестей фанаты группы и журналисты так и не получили. Ситуация, когда никто из организаторов отмененных мероприятий не идет на контакт и не может назвать причину беспорядков (или хотя бы сделать личное предположение), настораживает и наводит на мысли о том, что проделки отдельных активистов и локальных группировок поддерживают более влиятельные организации.

В Петербурге православные активисты пытались сорвать даже мюзикл, где исполняются фрагменты рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда».

Еще об одном ярком примере, на этот раз из мира театра, стоит вспомнить: православных активистов не устроил спектакль Константина Богомолова «Идеальный муж» в МХТ имени Чехова. Тогда активисты вырвались на сцену, пробовали сломать декорации и выкрикивали в зал слова о богохульстве и попрании веры. Удивительно, что незадолго до этого Дмитрий Энтео у себя в «Твиттере» фактически проанонсировал грядущий «перформанс»: «В МХТ на сцене содомия, хула на священство, голая баба изображает распятие, на которое молятся, и прочее. Мы положим этому конец». Отметим, что перед концертом Мэрилина Мэнсона в «Твиттере» Энтео также был написан призыв к борьбе, равно как и перед открытием сорванной им же выставки «Духовная брань» в ЦСИ «Винзавод».

Актер МХТ Максим Матвеев, занятый в спектакле, так прокомментировал ситуацию с «Идеальным мужем»: «Я оторопел, и все наши актеры оторопели, когда группа воинствующих хулиганов вылетела из зала на сцену с криками, что они защитят от нас, актеров, Господа Бога Христа. Знак распятия есть во многих наших спектаклях – желающие могут прийти и посмотреть у нас «Мастера и Маргариту». Священники тоже живут на нашей сцене: приходите, скажем, на чеховскую «Дуэль». В «Идеальном муже» совершенно иная ситуация и иной художественный ход. Именно мне, верующему человеку, приходится играть некоего прохвоста отца Артемия... Мой Артемий не носит рясы – узкое, стильное, черное, наглухо застегнутое пальто. На нем и крест не настоящий – а дешевка, подделка. Он часть гламурного мира, и он прикрывает их своим фальшивым благочестием». Сам Константин Богомолов считает, что лишний ажиотаж спектаклю вовсе не вредит. А хулиганы, как водится, и тогда остались безнаказанными.

Стремительно набирающий обороты бунт «православных активистов» против искусства – явление, как видно, далеко не только московское. В этом году в Краснодаре отменили проведение международной анатомической выставки «Тайны тела. Вселенная внутри», против которой выступали активисты местного «Православного союза», более того, затем суд оштрафовал выставку на 20 тыс. рублей за нарушение закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

В прошлом году в Петербурге некие поборники нравственности заставили актера Леонида Мозгового отменить спектакль «Лолита» в галерее «Эрарта», а на стене музея Набокова на Большой Морской улице опять же некие активисты написали слово «педофил» и кинули в окно бутылку, в которую вложили записку с цитатой из Библии.

Из-за анонимных угроз галерист Марат Гельман был вынужден перенести сроки открытия выставки Icons в Петербурге, причем угрозы были в прямом смысле поддержаны представителем власти – депутатом Законодательного собрания Виталием Милоновым: «Если Гельман выставку сюда привезет, то мы ему все это дело назад упакуем и вышлем из города». Вывод: конфликт религиозных организаций и искусства в России уже вышел на государственный уровень.

После этого инцидента Борис Вишневский, также депутат ЗакСа, обратился к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой принять меры для обеспечения безопасности организаторов и посетителей выставки Icons. «Хотел бы напомнить, что история мировой, в том числе российской, культуры знает множество случаев, когда произведения искусства, первоначально вызывавшие ожесточенную полемику и не принимавшиеся значительной частью общества, впоследствии обретали мировое признание», – написал г-н Вишневский. «Я согласен с тем, что экспонаты этой выставки могут вызывать неоднозначное отношение. Но это нормальное явление в демократическом обществе, где граждане сами решают, посещать им художественную выставку или нет».

Не понравилась религиозным фанатикам и даже практически ставшая классикой рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда». Православные граждане Санкт-Петербурга обратились с письмом к организаторам проекта «12 золотых мюзиклов» с требованием не включать в концертную программу Дома культуры имени Горького «темы и композиции из постановки «Иисус Христос – суперзвезда». Авторы письма не угрожали организаторам, но намекали, что если они не придут к консенсусу, то достигать его придется насильственными методами: «Чтобы не вызвать гнев православных активистов радикального толка, просим отказаться именно от этой постановки – просим не силой, но словом, простым человеческим словом».

Примечательно, что эти и многие другие выходки, по сути, вступающие в противоречие с Уголовным кодексом РФ, не встречают не то что волны здравого сопротивления, но и просто адекватного количества негативных отзывов со стороны широкой общественности. И дело, возможно, в том, что подобные акции получили своего рода «индульгенцию» в виде принятия закона об оскорблении чувств верующих: любая неосторожная критика действий граждан, которые рвутся вперед с цитатами из Библии, априори воспринимается как святотатство.

Пытаясь выяснить, как к подобным акциям относятся представители РПЦ, «Новые Известия» обратились в приемную председателя Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимира Легойды. Узнав, на какую тему наше издание готовит материал, нам ответили: «Владимир Романович очень занят, но, может быть, он вам перезвонит». Однако до сих пор ответа нам, к сожалению, так и не дали. А ведь, если разобраться, действия так называемых православных активистов очерняют саму идею православия и искажают ее прямо до противоположности: у завсегдатаев рок-концертов, посетителей актуальных выставок и театральных экспериментов православие начнет ассоциироваться исключительно с агрессией. Более того, в скором времени из-за подобного «гражданского самоконтроля» посещать различные мероприятия и вовсе станет небезопасно, ведь никто не знает, где так называемые православные активисты сумеют отыскать богохульство. Тем более странно, что ни региональные, ни федеральные власти должным образом не реагируют и не задействуют правоохранительные органы, ведь в современном российском законодательстве, кроме закона о защите чувств верующих, есть еще и закон о религиозном экстремизме.

Деятели искусства Израиля предпочитают не разжигать религиозные страсти

Израиль любые акции, вызывающие противостояния религиозного характера, позволить не может никому. Тут и так «жарко» от арабо-израильского противостояния. Поэтому даже самые большие любители эпатажа из числа израильских художников стараются не переступать известные рамки. Ведь все понимают, что ценой иного «творческого эксперимента» может оказаться человеческая жизнь. Но на Святой земле реагируют, и немедленно, на подобные выходки за рубежом. Так, здесь примерно 500 активистов исламского движения собрались у здания посольства Франции, расположенного на улице Тулузы в Яффо (городе с большинством арабского населения, примыкающего к Тель-Авиву), и активно протестовали против публикации французским еженедельником Charlie Hebdo карикатур на пророка Мухаммеда, а также против 14-минутного фрагмента фильма «Невинность мусульман». Акция проходила бурно, с выкриками, но достаточно мирно, без каких-либо эксцессов.
Напомним, «антиисламский» номер журнала Charlie Hebdo вышел в свет с обложкой, на которой изображен мусульманин в тюрбане, сидящий в инвалидном кресле, которое везет ортодоксальный иудей. «Трейлер» фильма «Невинность мусульман», в котором представлен гротескный образ пророка Мухаммеда, вызвал сотни акций протеста в арабских странах, странах Европы и в среде израильских арабов.
Все вышеизложенное, разумеется, не означает, что в Израиле нет деятелей искусства, способных «дать пощечину общественному вкусу». Только делать они это стараются, не касаясь религии. К примеру, несколько лет тому назад в Хайфе, «северной столице» Израиля, проходила выставка рисунков Гитлера. В действительности рисунки не были настоящими. Выставлялись довольно качественно выполненные эстампы-копии так и не попавшего в Венскую академию художеств одного из величайших преступников в истории человечества. Самое поразительное, что выставка проходила в художественной галерее Хайфы, получающей дотации от министерства образования. Показательно, что на входе в зал, в котором выставлялись копии гитлеровских рисунков, организатор (это был один человек) рядом с фамилией «фюрера немецкого народа» поставил надпись: «Да сотрется имя его...». Но надпись не помогла. Начались протесты. Собирались электронные подписи. Организатор выставки объяснил свою инициативу тем, что евреям и представителям других народов необходимо знать своих врагов. И не только живых, но и мертвых. В конце концов, даже гитлеровский «Майн кампф» был переведен на иврит и издан для академических целей весьма малым тиражом. И продолжительность выставки гитлеровских художественных творений была запланирована только на неделю, которую она и продолжалась. Несколько протестных статей было, в частности, опубликовано в англоязычной газете «Джерузалем пост» и русскоязычном издании «Вести».
Валентин БОЙНИК, Иерусалим


Грузинская православная церковь напрямую в дела искусства не вмешивается

Влияние Грузинской православной церкви фактически на все сферы жизни очень велико. Особенно ценны слово и мнение католикоса-патриарха Илии Второго. Глава ГПЦ уже много лет пользуется самым высоким доверием со стороны населения. По результатам исследования Национально-демократического института США (NDI), проведенного в мае 2014 года, его рейтинг составлял 96 процентов.
Свой взгляд на те или иные вопросы, в том числе и темы искусства, Илиа Второй высказывает во время церковных проповедей. Например, как-то он выразил сожаление, что в наши дни редко слушают классическую музыку и хоровое пение. По его мнению, существует музыка и антимузыка. И в качестве примера привел экперимент с канарейкой, которая подпевала звукам классической музыки, но умерла, не выдержав, современной музыки. «...Музыка облагораживает сознание человека и возносит его на небеса», – отмечал католикос-патриарх, который сам является автором церковных песнопений «Agnus Dei», «Kyrie Eleison», «Ave Maria», «Sanctus» и др., которые часто исполняются со сцены.
Пожалуй, единственный раз, когда Грузинская Православная Церковь открыто и очень критично вмешалась в событие культурной жизни, связан с ежегодным фестивалем электронной музыки «Республика КаZантип», который в августе нынешнего года прошел в курортном городе Анаклия (регион Самегрело – Земо-Сванети). В специальном заявлении Патриархии, распространенном в период подготовки фестиваля, было сказано, что этот фестиваль не является событием культурной жизни, а на самом деле «масштабная форма разврата», «настоящая оргия», наносящая большой нравственный урон Грузии и любое участие в этом фестивале является греховным и повлечет за собой тяжкие последствия. Священнослужители вместе с другими противниками «КаZантипа» провели несколько протестных шествий в Анаклии.
Ирина Алексидзе, Тбилиси

"