Posted 19 октября 2014,, 20:00

Published 19 октября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:21

Updated 8 марта, 04:21

ОКОЛО театра

ОКОЛО театра

19 октября 2014, 20:00
«Вот тебе и театр» – под таким названием в филиале Бахрушинского музея в Театральном салоне на Тверском бульваре открылась выставка, развертывающая в ретроспективе 25 лет жизни коллектива «Около дома Станиславского».

Прибитая к деревянному шесту чайка, подпираемая ружьем, раскинувшиеся на полу в свободных позах человечки из папье-маше, в ушанках, отдаленно напоминающие героев спектаклей, фотографии, макеты декораций, эскизы костюмов... Три небольших зала театральной галереи вмещают в себя артефакты творческого процесса театра «Около» и работы его создателя режиссера Юрия Погребничко. В суровом колорите картин кисти Юрия Кононенко – главного соратника и сценографа Погребничко – в грубых материалах, из которых сделаны куклы, в жесткой фактуре кирпичной стены, что остается неизменным фоном каждого спектакля – неповторимый дух, индивидуальный акцент, с которым вот уже 25 лет говорит со зрителем небольшой, но уникальный театр в Вознесенском переулке.

Явление под названием «Около» возникло из Московского молодежного театра, когда в труппу молодых и непокорных пришел новый художественный руководитель Юрий Погребничко. Имя это, наряду с именем сценографа Кононенко, театральная Москва уже знала по постановке «Три сестры» в Театре на Таганке. И наконец, «элегический летописец потерь», каким уже был определен режиссер Погребничко, обрел свой театральный дом. И создал свой театральный стиль, всегда узнаваемый, всегда остающийся где-то ОКОЛО шумного мейнстрима, ОКОЛО модных тенденций, ОКОЛО театра для большинства. Так Погребничко создавал свой удивительный театр.

За эти 25 лет пройден почти весь Чехов – обошли стороной только «Иванова». «Присвоен» театром и Гоголь, и Островский, и Достоевский. И в каждом из этих спектаклей возникает излюбленный образ Погребничко – образ человека с мученическим лицом и черными фанерными крыльями. А на крыльях надпись: «Тоска». Вот он – этот персонаж – притаился в уголке выставки рядом с чайкой. И вся экспозиция трех залов, созданная художниками театра Надеждой Бахваловой и Виктором Пушкиным, как будто освещена тем самым светом, в котором много лет существует маленькая сцена и белая кирпичная стена театра ОКОЛО. И как будто продолжается художественная интонация давно ушедшего друга-соавтора Погребничко сценографа Юрия Кононенко в работах молодых художников. И грубые шинели на длинных шифоновых платьях в фотографиях спектакля «Три сестры» становятся опознавательным знаком стиля Погребничко.

Театральный критик Наталья Казьмина, книгу которой «Здравствуй и прощай» вручили гостям званого вечера, когда-то определила главный рецепт «Около» словами Маяковского: здесь «выкипячивают, рифмами пиликая, из любовей и соловьев какое-то варево». Вот и выставка эта, посетить которую можно до 9 ноября, приправлена авторскими документальными фильмами о жизни театра, нон-стопом идущими в музее, и похожа на такое варево, от которого снова тянет заглянуть в Вознесенский переулок.

"