Posted 19 октября 2008,, 20:00

Published 19 октября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:42

Updated 8 марта, 07:42

Брежнев и гуси

Брежнев и гуси

19 октября 2008, 20:00
В минувшую пятницу на сцене Центра имени Мейерхольда прошли гастроли Курганского театра кукол «Гулливер». Спектакль «Каприч’ио», поставленный челябинским режиссером Виктором Плотниковым, создан на стыке двух видов театра: драматического и театра кукол. Однако режиссер сообщает в программке, что на самом деле он работал

Спектакль состоит из череды разнообразных зарисовок, которые на первый взгляд никак не связаны между собой. Одна картина сменяется другой. Жизнь и смерть, ненависть и любовь, небо и земля, ангел и сатана, культура и пошлость – в постановке нашло отражение множество тем. Однако все это разнообразие режиссер смог удачно объединить, дав название спектаклю «Каприч’ио». В переводе с итальянского, capriccio – это инструментальная пьеса свободного построения, которая изобилует неожиданными оборотами. Из этих «неожиданных оборотов» и состоит спектакль.

Например, это выглядит так. Пустая сцена. На заднике – сельский пейзаж: туман, восход солнца. Где-то вдали радиоприемник сообщает, что в Москве 4 часа утра. Потом из радио доносится речь Брежнева, но что он говорит – совсем не важно, поскольку сельский пейзаж заполняют голоса животных: лай собак, мычание коров, гогот гусей… Несколько минут мы слушаем эти звуки. Наконец на сцене тихо появляется огромная марионетка с длинным клювом и в белой мантии. Эта марионетка (Бог? Космический великан?) высотой до потолка. Волшебной палочкой она касается крыш маленьких домов, всюду расставленных по сцене, – и в окнах загорается свет. Фея исчезает. Сцена снова пуста, разве что зритель видит, как дымятся печные трубы в домах (очевидно, настало время обеда). Вдали раздаются пьяные песни. В то же время задник сцены медленно движется слева направо, и картина утренней природы плавно сменяется дневным пейзажем: река, костер, палатка. У костра лежат подвыпившие туристы (оказывается, это они поют песни). Сценограф покрасил их тела зеленой краской, поэтому отчасти они напоминают лягушек. Кстати, и песни, которые они поют, тоже похожи на кваканье. Мы видим туристов в горизонтальной проекции, словно смотрим на них с неба. В эту декорацию трое артистов просовывают головы: получается комическое изображение подгулявшей публики с неподвижными руками и ногами, но живыми лицами. Затем летний пейзаж сменяется: на заднике сцены – картина зимы. Сцена снова пуста. Но вдруг начинает шевелиться черная земля, на которой расставлены дома. Над сценой постепенно вырастает великан в черной мантии, и мы видим, у него в руках коса. Это чудовище медленно уходит за кулисы, унося на полах своей мантии домики, которые были расставлены по сцене. Иными словами: смерть уничтожила деревеньку с такой же легкостью, как скатерть сбрасывают со стола.

В спектакле нет традиционного развития сюжета: завязка, развитие, кульминация и развязка. «Каприч’ио» создан как череда метаморфоз. Одна картина сменяет другую: жизнь плавно перетекает в смерть, любовь – в ненависть, добро – в зло и так далее. Сделано это самыми разными выразительными средствами. Например, отражения мужчины и женщины в спектакле переданы следующим образом: на сцену выезжает огромная черная марионетка с черепом вместо головы. Там, где обычно сердце, у марионетки пульсирует тусклая лампочка. Мантия распахивается, и мы видим внутри нее золотую клетку, в которой сидят мужчина и женщина. Они напоминают попугаев. Сначала обнимают друг друга, затем толкаются на жердочке, готовы перегрызть друг другу глотку, мирятся, а потом все повторяется снова. Наконец, черная мантия внезапно захлопывается, и жуткая марионетка увозит клетку за кулисы. Одним словом, все мы во власти смерти.

В спектакле взаимодействуют куклы и люди, дирижабль и великаны, предметы и картины. Виктор Плотников вместе со вторым режиссером спектакля Владимиром Филоновым (живет и работает в Челябинске) добавил в постановку персонажей, отдаленно напоминающих театр «Лицедеи». Например, клоун, который читает «Алхимика» Коэльо в бегающей по сцене ванне. Кстати, по действиям и поступкам этих героев трудно понять, какой мир перед нами – земной или небесный. Но точно одно: мир, созданный на сцене, пронизан соединением трагического и комического.

Отметим, что это не первая постановка Курганского театра кукол, которая обращает на себя внимание критиков. В каждой из них режиссер Виктор Плотников стремится раскрыть возможности консервативного, застоявшегося жанра кукольного театра. И делает это весьма успешно: в этом году «Каприч’ио» получил главный приз фестиваля «Петрушка Великий», который проводится в Екатеринбурге.

"