Posted 19 октября 2006,, 20:00

Published 19 октября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:00

Updated 8 марта, 09:00

Кино и немцы

Кино и немцы

19 октября 2006, 20:00
Международный фестиваль ВГИКа всегда был не просто показом студенческих работ, но своеобразными футурологическими смотринами: кто лет через десять будет снимать для нас кино. Сегодня российский кинематограф, год от года увеличивающий кассовые сборы, нуждается в молодых режиссерах, актерах, операторах и «звукачах». Поэт

Новое поколение вгиковских режиссеров особенно волнуют, пожалуй, две темы – война и деревня. Эти темы так или иначе затрагиваются чуть ли не в каждом фильме. В «Посвящении» художник возвращается с гражданской войны, сквозь призму которой раскрывается его психология. В картине о Великой Отечественной «Свой, чужой» (реж. Александра Ерофеева) сама война не показана, если не считать нескольких эффектных (особенно для вгиковского кино) взрывов в начале фильма. Лента рассказывает о советском солдате и немце, случайно оказавшихся вместе. Для нашего нового кино эта тема, безусловно, не открытие, однако в фильме Ерофеевой она приобретает неожиданное звучание благодаря потрясающе точно найденному финалу. Немец и русский ползут по снегу (каждый в поисках «своих»), слышен звук подъезжающей машины, вот уже фары освещают героев, они не понимают, советская или немецкая это машина, напряжение нарастает, и… картина завершается стоп-кадром с лицами солдат, полными страха, смятения и надежды.

Тему войны в Чечне затрагивает в своей работе «95-й скорый» Александр Ламакин (чуть раньше снявший «Любовь» о солдате, уходящем в армию). В «95-м скором» тонко сочетаются комизм и трагический финал, когда сообщают, что герой погиб в Чечне. Но, несомненно, лучшим вгиковским фильмом о военной службе и одним из лучших дипломов за последние годы вообще стала картина Егора Анашкина «Подсобное хозяйство» – правдивый и в некотором смысле безжалостный рассказ о современной Российской армии. Здесь чувствуется рука мастера – Вадима Абдрашитова, однако уже ясно, что Анашкин – крепкий, талантливый, многообещающий режиссер.

В самом обсуждаемом фильме прошедшего Фестиваля «…за имя мое» (реж. Мария Можар) темы войны и деревни пересекаются. Авторы рассказывают основанную на реальных фактах историю девочки-сироты, прозванной ребятами в послевоенной деревне Фашисткой, потому что ее отец был немцем. Реалистичность без натурализма, отсутствие наигранности отличают картину Можар от многих, сделанных в последнее время во ВГИКе. На фестивале режиссер продолжила деревенскую тему, но уже без привязки к военным событиям.

Главную роль в фильме «Собака» исполнил добродушный пес Рич.

Некоторые ее однокурсники тоже достаточно упорны в разработке темы деревни. Так, Наталья Иванова в картине «Талая вода» рассказывает историю девушки, которая сделала аборт, после чего отец увез ее к бабушке в глушь. Режиссер показывает столкновение двух миров. Некое взаимопонимание приходит только в финале, когда бабушка на телеге везет девушку в больницу, и она понимает, как сильна забота о ней. Важно, что даже в рамках одной темы практически нет похожих работ. Так, один из фаворитов этого года – фильм «Клюквенные поля навсегда» (реж. Алексей Лустов) – представляет собой историю взросления мальчика на каникулах в деревне. Автор опирается на сказочные мотивы, и картина становится своеобразной фантастической мелодрамой – редкий для студента жанр.

Неигровое кино постепенно уходит от актуальных социальных проблем (вроде «оранжевой революции») к конкретно человеческим. Таковы «Завещание» (реж. Евгений Григорьев), доказывающее, что можно снять увлекательный документальный фильм, не прибегая к особым ухищрениям, а почти все время показывая пресловутую «говорящую голову»; живописное, с острым чувством кино «Угольная пыль» (реж. Мария Миро) о богом забытых шахтерах, которые стали для государства пылью, или удивительно красивая поэма Марии Козловой о тувинских шаманах «За черные горы» (в прошлом году режиссер представляла черно-белый фильм о музыкантах из разных социальных слоев). Здесь же стоит сказать, что некоторые режиссеры ведут особые поиски в области выразительных средств. Упомянем Николая Волкова («Индейский петух» – необычная и, что большая редкость для вгиковцев, удачная экранизация Чехова, где соединились зрелищность и ярко выраженное авторское начало), Сампо Манснеруса, обыгрывающего поэтику Хичкока в картине Saturday Night Live.

Интересно, что часто подобные поиски совпадают с большим успехом картин у зрителей, хотя в целом нельзя сказать, что студенты ВГИКа пытаются угнаться за коммерческим, развлекательным кино. Такие попытки имеют место, но являются скорее исключениями. Понятно, что в любых условиях молодым режиссерам просто необходимо достойное финансирование, именно поэтому они нередко обращаются к другим студиям и компаниям: государство не может удовлетворить все потребности кинематографистов. Творческие ресурсы здесь вступают в конфликт с нехваткой материальных стимулов. Но даже, несмотря на нехватку денег, очень многим авторам удается сказать что-то интересное, настоящее, живое – то, ради чего и делается искусство.

Главное, что в студенческих работах нет ощущения «перекоса» в сторону так называемого артхауса или же, наоборот, чисто коммерческого кино. Кажется, появляется некий баланс – как и вообще в отечественном кино, где сейчас соседствуют и чисто развлекательные фильмы, и интеллектуальный кинематограф. Многие упомянутые режиссеры уже снимают полнометражные дебюты, а значит, можно надеяться, что такое состояние баланса только укрепится.

"