Posted 19 октября 2006,, 20:00

Published 19 октября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:00

Updated 8 марта, 09:00

В музей со своей мышью

В музей со своей мышью

19 октября 2006, 20:00
Самый знаменитый музей современного искусства – нью-йоркский МОМА – обзавелся новым, перспективным подразделением. В нем решено создать особый отдел мультимедийных произведений. Именно с цифровыми технологиями теперь связывают будущее музеев во всем мире – не за горами время, когда экраны и проекторы окончательно вытес

Музейные мультимедиа – это, если говорить совсем просто и грубо, такие произведения, которые нельзя потрогать руками. К ним относятся звуковые, цифровые и сетевые объекты. Все они существуют в виртуальном пространстве и материализуются тогда, когда сотрудник музея или зритель кликает по ним мышкой. Здесь не только всякого рода видеоработы, которые давно уже стали привычными в музеях. Речь идет о цифровой скульптуре или звуковизуальных композициях. Так, например, один голландский художник снял на камеру обычный тротуар, потом расчертил его словно нотную страницу так, что всякого рода грязные пятна на тротуаре или валяющиеся бумажки превратились в ноты. В результате озвучания всех этих «нот» появилась реальная «музыка улиц».

Иными словами, все, что не подпадает ни под какое определение в музейном каталоге – от лазерных композиций до фотографий, снятых мобильным телефоном (мобилография), – все это относится к мультимедиа. В принципе, почти уже десяток лет и на Западе, и в наших музеях мультимедийные объекты вкрапливаются в экспозиции обычных картин. Теперь уже никого не удивляют компьютеры и мониторы, расставленные по залам. Так, во время юбилейной выставки, посвященной истории Третьяковской галереи, посетители могли увидеть на экране, как знаменитые полотна висели в доме Павла Третьякова, могли виртуально пройтись по дореволюционной Третьяковке. Однако то, что заявляют американцы, приводит музейщиков в трепет.

Предлагается, во-первых, освободить в музеях место под мультимедийные объекты, убрав, по меньшей мере, половину картин в запасники. «Наши посетители должны понимать, что пришли в современный музей, а не в антикварную лавку, – считает только что назначенный глава отдела мультимедиа МОМА Клаус Бизенбах. – За последние двадцать лет материал произведений кардинально изменился. Незачем делать вид, будто мы до сих пор едем в конной повозке, тогда как в реальности мчимся на гоночном автомобиле». Во-вторых, ставится цель – переориентировать коллекционеров и меценатов на этот вид искусства. Видеохудожники, особенно такие знаменитости, как Билл Виола или Ширин Нишат, давно уже требуют к себе не меньшего уважения, нежели живописцы, и их произведения стоят дороже масляных полотен. Между тем до сих пор на музейной почве процветает банальное пиратство, когда видеопроизведения показываются без всякого разрешения и авторских выплат.

До последнего времени музеи собирали видеоработы только для внутреннего пользования. Например, в Третьяковской галерее или в Центре современного искусства имеется своя коллекция видеоарта. Теперь же предлагается не только хранить, но и, отбросив картины, выставлять. К слову сказать, в Москве уже создан Мультимедийный центр – именно так просит называть себя Московский дом фотографии. Его директор Ольга Свиблова считает, что фотография – лишь одна из малых капель в море мультимедиа, с которыми работают художники и завтра цифровые технологии перевернут наше представление о музеях.

Пока музейная революция только готовится, современные мастера уже подхватили новую моду. Так, на международной парижской ярмарке FIAС появились «цифровые картины»: плоский компьютерный монитор вставляется в массивную картинную раму и становится «солидным» произведением искусства.

"