Posted 19 сентября 2013,, 20:00

Published 19 сентября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:42

Updated 8 марта, 04:42

«Искусственные» катастрофы

19 сентября 2013, 20:00
Несмотря на высокие слова о вечности искусства и кажущуюся прочность многие картины и скульптуры живут не очень долго. Они не только приходят в негодность от времени, но и рвутся, и ломаются. Причем нередко это происходит по вине людей. Однако далеко не все испорченные шедевры теряются для человечества безвозвратно. Вт

Последняя громкая «искусственная» катастрофа произошла на прошлой неделе в швейцарском Лугано. Вернисаж Лучано Фабро – известного итальянского художника, скульптора и теоретика искусства, одного из крупнейших представителей направления «арте повера» – любители искусства запомнят надолго. Как сообщает газета Independent, неназванный репортер Radio Switzerland, присутствовавший на открытии выставки в галерее Meno Uno, явно перебрал бесплатных коктейлей и в один из моментов мероприятия, неловко потянувшись за канапе, опрокинул – конечно, нечаянно – один из экспонатов.

С САЙТА МУЗЕЯ

Швейцарский мистер Бин

К несчастью, это был один из самых дорогих экспонатов выставки работ Фабро – Impronta («Отпечаток»). Его важность заключалась в том, что «Отпечаток» считался одним из наиболее ярких примеров всего движения «арте повера». Диск из непрозрачного стекла диаметром 74,5 сантиметра с изображением Земли, стоявший на металлической подставке, упал на пол и разлетелся на тысячу мелких кусочков.

Вслед за звоном разбившегося стекла наступило гробовое молчание. Присутствовавшие на вернисаже, а их было человек тридцать, замерли с открытыми от изумления и ужаса ртами. Так же как и виновник «торжества», который вмиг протрезвел. Имя этого «вандала» швейцарские газеты не сообщили, но острые на язык коллеги тут же прозвали его «швейцарский мистер Бин» по аналогии с одним из героев английского комика Роуэна Аткинсона.

Охранник, приставленный к «Отпечатку», утверждает, что был бессилен остановить «мистера Бина». Все произошло настолько быстро, что он не успел среагировать.

По иронии судьбы, Лучано Фабро, сделавший шедевр в 1964 году, утверждал, что он должен олицетворять… долговечность мира. Увы, олицетворение долговечности не прожило и полувека.

С САЙТА МУЗЕЯ

Предательский шнурок

Как поступить с «Отпечатком» Фабро или, вернее, с тем, что от него осталось, неизвестно. По крайней мере пресса пока об этом ничего не сообщает. Возможно, владельцы большинства экспонатов вернисажа (и «Отпечатка» в том числе), а также сотрудники департамента культуры Лугано сейчас изучают аналогичные случаи. Наверняка им будет интересно узнать, что похожая катастрофа в английском Кембридже закончилась хеппи-эндом.

25 января 2006 года житель Кембриджа по имени Ник Флинн спускался по лестнице местного музея Фицуильяма. Он осмотрел выставку и остался очень доволен увиденным. Пребывавший в благодушном настроении 42-летний мужчина, как сообщает Guardian, не обратил внимания на то, что у него развязался шнурок на ботинке. Как нередко бывает в подобных случаях, Флинн наступил на развязанный шнурок, несколько раз неловко взмахнул руками и кубарем скатился вниз. Падая с лестницы, неловкий поклонник изящных искусств смахнул с подоконника три уникальные фарфоровые вазы эпохи династии Цинь.

Ник Флинн, к счастью, не пострадал, а вот вазам XVII века повезло куда меньше. На музейной лестнице они простояли около 50 лет. Мимо них прошли почти 10 млн. человек, но ни одного происшествия до того рокового январского вечера не было.

Вазы разбились, как говорится, вдребезги. Участливые посетители внесли свой скромный вклад в уничтожение уникальных экспонатов. Они бросились помогать упавшему бедняге... прямо по осколкам, рассыпавшимся на лестнице.

На следующий день на дверях музея появилась табличка: «Закрыто по техническим причинам». Причина была более чем уважительной. Сотрудники целый день ползали на коленях и собирали осколки. Несколько сотен их, начиная от больших и кончая едва заметных невооруженным глазом, заполнили доверху 25 подносов.

Первой удалось восстановить вазу, стоявшую ниже двух других. Работа была не из самых легких. Осколки всех трех ваз были, естественно, перемешаны, поэтому реставраторам сначала пришлось долго их сортировать и выкладывать как мозаику. Затем при помощи имевшихся в их распоряжении фотографий они сложили все 113 обломков и стянули их очень прочной клейкой лентой. После этого 45-килограммовую вазу склеили особым клеем, глубоко проникающим в поры, отполировали и покрыли эмалью. Примерно так же, только значительно дольше, реставраторы восстанавливали и две другие вазы.

Вазы нельзя назвать бесценными, но их все же оценивали в 150–200 тыс. фунтов стерлингов каждая. В результате происшествия они потеряли три четверти своей стоимости.

Сразу после ЧП Ника Флинна задержали по подозрению в умышленном причинении ущерба, но уже на следующий день освободили. Тщательное изучение записей камер видеонаблюдения показало, что падение было случайным.

Отделалась легким испугом

Классическим случаем «искусственной катастрофы» считается история со «Сном» Пабло Пикассо, который в буквальном смысле этого слова проткнул локтем его тогдашний владелец, американский миллиардер Стив Винн. Катастрофа произошла накануне продажи картины. Винн собрал друзей, чтобы «проститься» с шедевром. Рассказывая гостям историю его создания, Винн – кстати, человек с плохим зрением – увлекся и начал по привычке размахивать руками. Стоял он при этом лицом к гостям и спиной к картине. После одного особенно неловкого движения его правый локоть угодил в самый центр «Сна». На левой руке пышнотелой дамы появилось отверстие диаметром в 8 см, от которого в разные стороны потянулись неровные линии разрывов 7-сантиметровой длины.

У этой грустной истории счастливый конец. Картину удалось восстановить так, что никаких следов ЧП не осталось. Мало того, скандальная слава увеличила ее цену на 19 млн. долларов.

Похожая история, пишет DailyMail, произошла еще с одной работой Пикассо, причем тоже очень дорогой. «Актер» – изображение долговязого мужчины в розовом костюме на сцене, которое хранится в нью-йоркском Метрополитене, – оценивается в 130 млн. долларов. Множество нулей не помешало посетительнице, имя которой не сообщалось, проделать весной 2010 года в нижнем правом углу картины вертикальную дыру длиной в 15 сантиметров. У женщины, возможно, закружилась голова, и она упала прямо на «Актера». Как заметила представительница музея, женщина не пострадала.

Лучше без рук

Благодаря своему двухметровому росту Венера Милосская вполне могла бы стать баскетболисткой, если бы не одно «но». Ей было бы очень трудно попасть в кольцо, потому что у нее нет рук.

Статую богини нашел в апреле 1820 года греческий крестьянин по имени Йоргос Кентротас. Рук у нее не было уже тогда. Обе конечности – левая, которая первоначально находилась чуть ниже уровня глаз и в которой она, по одной из теорий, держала яблоко; и правая, которой богиня придерживала у слегка поднятого колена кусок ткани, прикрывающей бедра и ноги, – лежали рядом с туловищем в развалинах дома богатого жителя Милоса.

Кентротас согласился продать богиню французам, корабль которых находился в то время на острове. Однако пока капитан Дервилль плавал в Стамбул уговаривать французского посла выделить деньги на покупку, крестьянину надоело ждать и он продал Венеру местному священнику. Тот собирался подарить скульптуру переводчику султана.

Когда корабль с секретарем французского посольства наконец подошел к Милосу, статую как раз грузили на турецкое судно, чтобы везти в Стамбул. Узнав об обещании Кентротаса продать картину, священник согласился уступить беломраморную богиню.

На этом злоключения Венеры не закончились. На французских моряков, переносивших ее на «Эстафету», неожиданно напали местные разбойники. Им тоже хотелось завладеть статуей, которая в их глазах представляла большую ценность, поскольку за ней пришел корабль аж из Стамбула.

Во время боя статую пришлось волочь по каменистой земле. В результате столь непочтительного обращения наспех приделанные руки, найденные вместе со скульптурой, вновь отвалились. Торс Венеры перенесли на корабль, но за обломками рук французы возвращаться не стали. Так Венера Милосская окончательно осталась безрукой.

Их отсутствие, очевидно, и придало богине ту самую загадку, которая должна присутствовать в каждой женщине. Все последующие попытки приделать ей руки (а желающих это сделать за без малого двести лет нашлось предостаточно) заканчивались неудачей. Венера с руками сразу что-то теряла и превращалась в «обычную» античную статую.

"