Рус
Eng

Любо-недорого

Любо-недорого

Любо-недорого

20 сентября 2012, 00:00
Культура
Мария ТЕРЕЩЕНКО
Анимационный фестиваль КРОК завершился в понедельник в Москве: на церемонии закрытия объявили имена победителей, вручили награды и показали лучшие работы. Программа фильмов-призеров оказалась на удивление цельной. Каждый содержит позитивное послание, даже более того: все они рассказывают о разных ликах любви.

Гран-призер фестиваля – «Рисовая или армянская», созданный группой студентов школы Supinfocom, – предлагает самый возвышенный образ супружеского союза. Жена здесь, ухаживая за теряющим рассудок мужем, демонстрирует нежнейшую привязанность и почти неправдоподобную толерантность к его неадекватному поведению. Когда он ест кошачью еду, она просит оставить немного для животного, когда пугается диктора, выключает телевизор и бесконечно сортирует его мысли (это такой художественный образ: из головы старика вываливаются мятые бумажки) до тех пор, пока не выпадает последняя – «Я тебя люблю». После этого остаются только музыка, танец и безграничная нежность.

Еще один фильм о беззаветном служении – «366 дней» Йоханнеса Шисля – получил спецприз. Здесь молодой соцработник заботится о своих подопечных, волнуясь не только об их здоровье, но и о том, чтобы старикам не было одиноко.

Хорошо представлены у призеров и дипломантов и чувства между кровными родственниками. В фильме-анекдоте «От отца к сыну» (режиссер Нильс Кноблих) сидящий в тюрьме мужчина узнает, что у его стареющего отца нет сил перекопать огород, и пишет хитрое письмо, после которого полиция отправляется во двор отца на поиски спрятанного трупа. В результате старик может посадить картошку. «Мой странный дедушка» Дины Великовской изображает, напротив, амбивалентные чувства: ребенок поначалу стыдится своего чудака-деда и только со временем проникается восхищением. А в войлочном бельгийском мультфильме «О, Уилли» (режиссеры Эмма Де Сваф и Марк Джеймс Рулс) главный герой неизбывно тоскует по материнскому теплу.

Конечно же, есть в «списке КРОКа» и фильмы об отношениях полов. Приз в дебютной категории достался рисованной работе «Всепоглощающая любовь (мужчина в коте)» (режиссер Луис Хадсон). Странное кино изображает человека, живущего внутри кота. Он заглядывается на хозяйку животного и страдает от неразделенных чувств, но потом находит себе ровню (женщину из мыши). А диплом в той же номинации достался фильму «Пир наложницы» (режиссер Хе Фанвей), который тонко и артистично рассказывает о муках ревности главной императорской подруги к новенькой любимице правителя.

Любви к творчеству посвящена короткометражка «Я – Том Муди» (режиссер Эйнзли Хендерсон). Ее герой мечтает играть на гитаре, но опасается насмешек публики. В конечном итоге Том понимает: играть нужно не для зрителей, а для себя. А тему творческих мук продолжает обладатель приза зрительских симпатий и спецприза имени Татарского «Создание длинной птицы». Фильм этот хитроумно сконструирован: здесь и мокьюментари (жанр, в котором имитируется документальность) о некоем старом русском мультфильме (на самом деле не существующем), и своего рода пародия на фильмы о создании фильмов, и в то же время рефлексия по поводу хорошо знакомых каждому художнику проблем взаимоотношений персонажа и автора. Сюжет таков: молодой режиссер пытается создать анимационную короткометражку с использованием персонажа (длинной птицы) из старого мультфильма, однако герой относится к новому автору презрительно, отказывается подчиняться его воле и бесконечно поучает. Еще до КРОКа эту картину Уилла Андерсона высоко оценили многие другие фестивали.

Продолжает список потрясающая документальная история о любви к жизни «Дневник Темби» (режиссер Ким Джи Су), получившая приз в студенческой категории. В основе – аудиозаписи одной южноафриканской девушки, которая каждый день начинает беседой со своим СПИДом: «Привет. Как дела? Если ты мне мешать не будешь, то и я тебя не трону. И я не оставлю тебя в покое, пока ты не оставишь в покое меня».

Ну и конечно, не обошлось без любви к родине. О ней – славный русский фильм «Пишто уезжает» (режиссер Соня Кендель). Кто не посочувствует старику Пишто, которому опостылела жизнь в родной деревне? Настолько, что взял он однажды чемодан, положил в него зубную щетку и отправился в дальние края. Впрочем, не добрался до них. Посидел на автобусной остановке, встретил собачонку, увидел первый снег и понял, что нет ничего милее родного края.

Конечно, с выбором жюри можно поспорить. Но, пожалуй, не стоит. Ведь имеет же право фестиваль на свое художественное кредо. И у КРОКа оно, несомненно, есть. В сущности, он весь построен на любви. Что еще может заставить кроковскую команду год за годом без нормального финансирования и адекватных зарплат делать огромную работу по организации этого праздника мультипликации? Что еще может собрать столько замечательных людей на одном корабле? Да и вообще, что может питать режиссеров-короткометражников, которые ни достойных денег, ни славы за свое кино не получают? Только она – главная героиня кроковского призового списка – любовь.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter