Posted 19 августа 2014,, 20:00

Published 19 августа 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:24

Updated 8 марта, 04:24

Show must go on

19 августа 2014, 20:00
В начале сентября на телеэкраны возвращается очередной сезон одного из самых успешных музыкальных шоу последних лет – «Голос». Снова будут слепые прослушивания, переживания «отцепленных» наставниками конкурсантов, слезы, поцелуи и драматичный финал...

Откуда мы знаем это заранее? А вот откуда. Пока телетрансляции не начались, поклонники «Голоса» уже смотрят новый сезон в Интернете: на сайте вещателя регулярно выходят сюжеты с кастингов (это предварительный, «доэфирный» этап шоу, где определяется, кого допустят до слепых прослушиваний с наставниками). Один из наиболее популярных сюжетов называется «Скандал на кастинге»: неудачливая претендентка там долго качает права, споря о правилах и условиях кастинга с директором музыкального вещания канала Юрием Аксютой, причем обе стороны из последних сил удерживаются в рамках корректности.

Самое интересное – не эта перепалка, а то, что Аксюта объясняет в начале сюжета: его откровенности могут позавидовать многие телебоссы. У нас не конкурс талантов и не чемпионат вокалистов, прямо говорит Юрий Викторович. Мы делаем рейтинговый телевизионный продукт. Мы прекрасно знаем, какие люди нам нужны, чтобы рейтинги не падали, как выстроить драматургию, в какой момент показать триумф, а в какой – трагедию. Поэтому ваши таланты, товарищи претенденты, – вещь более чем относительная: вы попадете в эфир не потому, что хорошо поете, а потому, что мы решим, что вы подходите для интересного телепродукта. Ничего личного, просто телевизионный бизнес.

Рецепты Аксюты работают: рейтинги отличные, а трудоустройство новых звезд, которые загораются в течение четырех месяцев, что идет проект, не входит в задачу телеканала. С этой точки зрения они повторяют судьбу «полуфабрикатов» с «Фабрики звезд», которые, конечно, слегка освежили отечественный поп-пейзаж, разбавив его новыми лицами, но так и не проявили себя в качестве самостоятельных личностей и интересных артистов. У выпускников «Голоса» данные получше и опыта побольше, но и они не заменили условных Киркорова и Баскова на поп-Олимпе. Некоторые из них (Наргиз Закирова, Антон Беляев) неплохо гастролируют, кто-то (Сергей Волчков) становится украшением сборных концертов, а кто-то (Дина Гарипова) уже два года пишет новый альбом. Клип на новую песню, сольный концерт в клубе – успехи у «голосистых» есть, но в основном локальные. Участие наставников в судьбе подопечных после окончания телевизионной стадии проекта тоже оказалось спорадическим – в основном они помогают ученикам советами, и то эпизодически.

На минувшей неделе, кстати, были объявлены имена четверки наставников на третий сезон «Голоса». Они остались теми же, что и в первых двух: Александр Градский, Леонид Агутин, Пелагея, Дима Билан. В неизменности состава ареопага есть элемент неожиданности: после второго сезона были предпосылки к тому, что грядут перемены. Так, Градский, подопечные которого выиграли оба сезона, долго размышлял о своих отношениях с телеканалом и отказывался от любых комментариев на тему «Голоса». Агутин был почти уверен в том, что больше не займет красное кресло: по его словам, во втором сезоне он испробовал и исчерпал все возможные идеи в рамках проекта. Играла свою роль и эмоциональная вовлеченность: начинать заново и отдавать очередной порции участников свои время, душу и опыт еще весной казалось наставникам проблематичным. А к осени – надо же – уже не кажется.

Объясняя монолитность состава «жюри», тот же Юрий Аксюта сообщил, что Леонид, Дима и Пелагея хотят дать бой Александру Борисовичу и наконец вывести на первое место кого-то из своей команды. Честно говоря, этот мотив не кажется слишком убедительным, ибо все наставники не раз подчеркивали вторичность «спортивных» результатов проекта. Скорее всего и в выборе наставников на новый сезон первичную роль сыграл профессионализм телепродюсеров, хорошо знающих, как добиваться результата. Если эта четверка приносила рейтинг, зачем искать от добра добра? Значит, надо уговаривать имеющихся. Зритель привык к стабильности, его не нужно пугать переменами (заметим, что аналоги «Голоса» идут в десятках стран, и там смена лиц в красных креслах считается в порядке вещей).

В нежелании ничего менять таится и опасность. Зритель все это увидит в третий раз, и он уже хорошо представляет себе, когда Пелагея заплачет и на сколько пуговиц расстегнет рубашку Леонид Агутин. Поверит ли он в это снова? Станет ли переживать, зная, что зрелище срежиссировано, и заставят ли правильно монтирующие шоу телебоссы забыть об этом телезрителей?

Ответы мы узнаем осенью. А пока можно с уверенностью сказать, что на слепых прослушиваниях не обойдется без Simply The Best под балалайку, We Will Rock You с элементами тувинского горлового пения и прочих номеров оригинального жанра. Надеемся, что и какой-нибудь великий вокальный талант проникнет в проект, не нарушив этим планы заботящихся о рейтинге продюсеров.

"