Posted 19 августа 2009,, 20:00

Published 19 августа 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:17

Updated 8 марта, 07:17

Маскарад в рамках

Маскарад в рамках

19 августа 2009, 20:00
Выставка «Художник в зеркале сцены», открытая вчера в Отделе личных коллекций ГМИИ имени Пушкина, показывает, чем прославился русский театр в начале ХХ века. Как выясняется, главными людьми на сцене и за сценой в то время были совсем не режиссеры и не актеры, а художники. Именно они «создавали звезд», превращали литера

Проект в Отделе личных коллекций можно считать прелюдией к тому богатому и масштабному шоу, которое нам предстоит увидеть в наступающем сезоне – Третьяковка готовится показать мир Дягилева, главного, как бы сейчас сказали, театрального продюсера Серебряного века. Пока же – облегченная разминка: более сотни эскизов костюмов и декораций, плакатов, фотографий, портретов, связанных с театральной сценой первой половины ХХ века.

Появление такой коллекции не в каком-нибудь театральном хранилище (типа Бахрушинского музея), а в месте, где принято смотреть картины из частных собраний, легко объяснить. Ведь чем украшали стены люди, считающие себя тонкими интеллигентами в советские (да и в совсем недавние) времена? Айвазовский – это для нуворишей, иконы – для краеведов, соцреализм и Глазунов – для партработников. Остаются относительно недорогие, но изысканные театральные эскизы начала ХХ века Бенуа, Сомова, Добужинского, Судейкина. Все это очень декоративно и завлекательно смотрится в гостиных с книжками. За каждым эскизиком стоит история о триумфе балерины Карсавиной, о поэтах-декадентах Питера, о сладких снах предреволюционной богемы. В общем, из вещей прикладных сценические эскизы превратились в антикварные раритеты.

Постепенно можно увлечься и попытаться собрать осколки одного спектакля в целое: так и произошло с постановкой «Венецианские безумцы». На выставке имеются эскизы костюмов Сергея Судейкина и фотографии 1914 года. Это был чисто домашний спектакль, поставленный семьями «московских богачей». Хроникеры, сумевшие прорваться на показ, писали о его невероятной роскоши. По сути, это был театр художника, все – от декораций до деталей нарядов и масок – должно было вызывать восхищенные вздохи. Если брать аналогию с сегодняшним театром, тем же самым нынче занимается обожаемый критиками Юрий Крымов: оживляет с помощью актеров картины и инсталляции.

Устроители выставки выделили три типа отражения «художника в зеркале сцены». Первый – самый изысканный и любимый коллекционерами – модерновый. Декадентские эскизы «Мира искусства». Когда спектакль представлялся эдаким волшебным сном, вечным карнавалом. Главным устроителем этих театральных вечеринок для чувствительной элиты выступал Сергей Дягилев – он же продолжил их уже во Франции, основав антрепризу «Русские сезоны». Осколков Серебряного века в экспозиции больше всего. Лучшие из них – уже упомянутые костюмы Судейкина (особенно к оперетте «Беглая»), занавесы Николая Сапунова, сценическое оформление Константина Коровина. Имеется один эскиз декораций к «Даме с камелиями» Александра Бенуа (между прочим, в подготовке этого спектакля участвовала даже легендарная Сара Бернар – правда, она не дожила до премьеры).

Второй образ – революционер-авангардист после 1917-го. Любитель абстракций, энергичных форм, плакатных мизансцен. За это в представленном собрании отвечает Александра Экстер с ее костюмом для шекспировского Ромео и несколько плакатов 20-х годов. Радикал Татлин здесь почему-то представлен очень сладким костюмом для Августа из «Двенадцати месяцев».

Наконец, третий этап – это отблески модерна и авангарда у советского оформителя до 50-х годов. Конечно, некоторые из художников тогда еще пытались выступить поэффектней (например, экспрессивные задники Рындина к «Войне и миру»), но по всему чувствовалось, что их время прошло. Что хозяином сцены вновь стало слово – особенно идеологически выдержанное, без живописных выкрутасов и красивостей.

"