Posted 19 августа 2007,, 20:00

Published 19 августа 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:39

Updated 8 марта, 08:39

«Красиво как в сказке»

«Красиво как в сказке»

19 августа 2007, 20:00
Последняя неделя лондонских гастролей балета Большого театра была выстроена умно. Сначала англичане потеряли голову от искрометного «Дон Кихота» (газета Financial Times написала: «Не будем преувеличивать, но шесть звезд этому спектаклю будет как раз впору»). Потом повторился «Корсар», с которого начался успех трехнедел

Англичанам не понравился лишь «Эльсинор» по мотивам «Гамлета», поставленный британским хореографом Кристофером Уилдоном. Спектакль назвали «запутанным» и темным по смыслу. Зато бессюжетный «Класс-концерт», в котором прославляется балетное ремесло, вызвал всеобщее одобрение. В Лондоне сформировалось мнение, что после многих лет гастрольного господства Мариинского театра ГАБТ все увереннее отвоевывает ведущее положение в британской столице, особенно на фоне провала прошлогодних гастролей Мариинки.

Выступления Большого театра удачно вписались в художественный контекст летнего Лондона. Ни о каком сезонном затишье здесь речи нет: выставка Дали в галерее «Тэйт», портреты Рембрандта и Хальса в Национальной галерее, нашумевший балет «Кар Мен» Мэтью Борна и экспозиция в Букингемском дворце, приуроченная к золотой свадьбе королевы Елизаветы и герцога Эдинбургского. Улица Сент-Мартин-Лейн, где находится «Колизеум», забита театрами, и у Большого буквально под носом работали мощные конкуренты. В соседнем доме, в Театре герцога Йоркского, каждый вечер собиралась толпа – поглазеть на голливудскую звезду Орландо Блюма, играющего в драматическом спектакле.

Артисты выступали в «Колизеуме», где нет балетных классов, а разминаться по утрам ходили в «Ковент-Гарден». Сцена узка для широкой души русских танцовщиков, и самые прыгучие регулярно приземлялись в боковые кулисы. В «Колизеуме» мало гримерок, не хватает душевых. Я видела, как прима-балерина Светлана Захарова, надев наушники, «проходила» свою партию за сценой, с трудом найдя свободный пятачок среди кучи реквизита. В балете «Класс-концерт» декорации потонули во мгле, в «Светлом ручье» трактора застряли на заднике, а корабль в «Корсаре», едва поместившийся в тесном пространстве за сценой, не хотел разламываться надвое в финале.

В театре продавали футболки и прочие штучки с надписью «Большой театр». Количество желающих приобрести фирменные сувениры резко увеличивалось в антрактах, когда зрители выходили в фойе. Англичане то и дело нарушали свою традицию не хлопать во время спектакля и аплодировали не только между танцами, но и – неслыханное дело! – во время танцев.

Едва ли не больше внимания, чем балетам, критики и зрители уделили артистам. «Я наслаждалась!», – повторяла после «Класс-концерта» прима-балерина Королевского балета Великобритании Алина Кожокару, имея в виду весь состав исполнителей. Николай Цискаридзе получил разные отзывы в газетах и в Интернете – от восторженных до скептических. О Захаровой писали как о балерине с изумительными линиями, которая стала лучше, чем раньше, владеть актерским мастерством. Был отмечен танец Марии Александровой и Дмитрия Гуданова, мастерство Геннадия Янина, Екатерины Крысановой, Андрея Меркурьева, выступления Сергея Филина и Анастасии Яценко. Особенно заинтересовали новые имена Большого театра. Молодые солисты «Дон Кихота» Наталья Осипова и Иван Васильев заставили говорить о себе весь Лондон, да так, как в прежние годы говорили о Плисецкой или другом Васильеве – Владимире. Хвалили оркестр и – за некоторыми оговорками – кордебалет.

Финальные спектакли стали еще и светскими событиями. Их посетили Борис Березовский, рок-музыкант Брайан Ферри и одна из солисток группы Spice Girls. Ферри побывал в театре дважды – сначала он посмотрел одноактные балеты и был в таком восторге, что пришел и на «Корсар», уже вместе с сыном. В интервью «Новым Известиям» рок-идол признался, что не смог устоять перед соблазном: «Вообще-то я люблю более современные зрелища, но спектакль красив, как фантастическая сказка, и артисты работают великолепно».

Худрук балета Большого театра Алексей Ратманский остался довольным результатами трехнедельного тура. «Хотя труппе было трудно привыкать к этой сцене, а под конец артисты очень устали, все работали здорово, и, слава Богу, обошлось почти без травм, – рассказал «НИ» г-н Ратманский. – В Британии благодарная аудитория, она ловит мельчайшие детали. Лондонская публика начала нам полностью доверять. Чувствуется, что большой балет здесь ждут и любят».

"