Posted 20 июля 2016,, 11:27

Published 20 июля 2016,, 11:27

Modified 8 марта, 03:03

Updated 8 марта, 03:03

С земным шариком в пасти

С земным шариком в пасти

20 июля 2016, 11:27
Премьера сыграна в рамках проекта «Скорая театральная помощь»: в небольшой микроавтобус запускается по трое зрителей, которые за двенадцать минут успевают познакомиться с основными сюжетами из мифологии драконов и их основными классификациями. Три минуты уходят на перемену декораций, – и вот уже следующая партия зрите

В иронической сказке Пристли прекрасная принцесса Мелисента вместе со своим рыцарем разбирали старую рукопись, чтобы быстро определить с какой именно разновидностью дракона придется сражаться храбрецу: с мечехвостым? Копьехвостым? Рогохвостым? С желтым крестом на брюхе? Или с красными отметинами на хвосте? Среди других сказочных созданий – кентавров, единорогов, птицы Феникс и птицы Рух, – драконы выделяются и громадой, посвященной им литературы и поразительным разбросом описаний. Очевидцы-свидетели описывают драконов то как гигантских змеев, то как крокодилов, то как крылатых ящеров, то как морских чудовищ. Собственно, именно этот разброс показаний и заставил Илью Эппельбаума и Майю Краснопольскую создать «Энциклопедию драконов».

Нам рассказывают о хитрости драконов, об их злобе и коварстве, об их мудрости и долголетии, об их свирепости и неукротимой ярости.

Занавеси кукольного театра распахиваются во вселенскую черноту, где в полной пустоте летает белый призрак. Еще не создана земля, но гигантский дракон, точно вышедший из палеонтологического музея (художники по куклам – Виктор Платонов, Екатерина Муромцева) резвится в сполохах небесного огня.

В Средневековых миниатюрах драконы занимают почетное место. С крылатыми злобными чудовищами сражаются отважные рыцари, которые рыщут по свету в поисках славы, алча боевых подвигов. Крошечные фигурки, водимые молодыми искусными кукловодами – Алексеем Рослевичем, Полиной Михайловой, Анастасией Демиховской, Артемом Четвериковым, – падают в страхе перед гигантским чудовищем, совещаются, определяют жертву.

Нежные красавицы в роскошных платьях обреченным строем шагают в пасть ненасытному зверю (драконы ели девушек, не утруждая себя очисткой и разделкой). Наконец, появляется герой в латах, на коне, вооруженный копьем и мечом, бесстрашно мчится прямо на исполина. Дракон извергает из пасти самое настоящее пламя. И – надо признать, что страх пожара заставляет прочувствовать драматизм момента даже самых толстокожих зрителей. Но наш крошка-рыцарь неустрашим. Ведомый стержнем долга он сражает чудовище и освобождает землю, город и прекрасную принцессу (ну, или в обратной последовательности).

Но те, кто уже решил, что драконы могут уничтожать все живое, – скоро (буквально на последних трех минутах спектакля) будут вынуждены это свое ошибочное мнение решительно отбросить. Потому что согласно Торе Бог всемогущий делит свой день на массу неотложных забот (определяя по три часа на каждое дело), но последнюю часть дня отдает отдыху – играет с Левиафаном. Гигантский дракон плавает в черной пустоте, ныряя за косточками, которые бросает ему божественная рука. Или играя с мячиком – земным шаром…

Камерный кукольный спектакль вдруг взмывает в гибельные выси, а ты вспоминаешь тот момент из «Книги Иова» Эймунтаса Някрошюса, когда Бог вопрошает Иова сможет ли он забавляться со страшным зверем как с птичкой или связать как девочку? Может ли не испугаться его мощи и ярости? А коли не может, то как смеет вызывать на суд Творца?

Маленький земной шарик уютно лежит в пасти разыгравшегося Левиафана, театральный автобус раскачивается от проезжающих машин. Жизнь зависла над бездной, и именно потому так прекрасно и ценно каждое ее мгновение.

"