Posted 19 июня 2007,, 20:00

Published 19 июня 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 02:17

Updated 8 марта, 02:17

Чемоданное настроение

Чемоданное настроение

19 июня 2007, 20:00
В рамках Международной биеннале современного искусства в Венеции открылась выставка «Руина России», ставшая прощальным жестом с советским гостиничным мастодонтом, что стоял под боком Кремля. Вместе с многочисленным российским бомондом к ностальгическим руинам приобщилось созвездие западных знаменитостей.

Экспозиция расположилась на двух этажах небольшого дворца на Гранд-канале, главной «улице» Венеции, поблизости от церкви Сан-Стэ. И в этом городе-музее, где даже у самых роскошных дворцов снаружи штукатурка сыплется в воду, а внутри позолоченных интерьеров гуляют ветры запустения, русский проект смотрится очень уместно. Кроме фотографий, произвольно развешенных или приставленных к стенам, среди белых полотнищ (именно так в квартирах во время ремонтов и отъездов «окутывали» мебель) встроены мониторы, на которых показывается советская хроника. Особенно трогают кадры посещения гостиницы былыми кумирами и VIP-персонами: Марина Влади, делегации спортсменов и коммунистов. Откуда-то едва слышно доносятся бодрые звуки ретро музыки. Можно даже наткнуться на какие-то предметы, обреченные на умирание вместе с гостиницей.

Фотограф Стас Полнарев был эксклюзивно допущен в «Россию» в тот последний момент, когда еще можно было зафиксировать остатки интерьеров и общий дух заведения. С пристрастием археолога он бросился отмечать приметы уходящих времен, выхватывая концептуальные детали: вот вид на Красную площадь сквозь разбитое окно номера, вот сваленные горкой телефоны и тут же пирамиды из типично совковых настольных ламп, пустые бетонные холлы и внутренности подсобок. Правда, напор и энергия фотографа идут вразрез с заявленной темой «руин» и ностальгии – слишком уж в снимках много ученической радости узнавания и мало изысканного декаданса (то, что для Венеции уже делал Илья Уткин и получил за это один из главных призов Архитектурной биеннале).

К гостинице «Россия» у москвичей и гостей столицы всегда было странное отношение. С одной стороны, все признавали ее архитектурное убожество – чемоданы, поставленные в начале 1960-х, увенчали рост хрущевок и примитивный советский модернизм, который оправдывался нуждами народа. С другой стороны, этот экономичный отель прямо в центре города брал на себя основной туристический удар и уже не одно поколение гостей считало его любимым пристанищем. Сейчас понятно, что проект знаменитого английского архитектора Нормана Фостера по обустройству Зарядья не предполагает общежитского демократизма. Гостиничный мастодонт будет разбит на элитный район особняков и культурных учреждений.

Так или иначе на представлении венецианского проекта побывали далеко не только арткритики, художники и бизнесмены. Он стал поводом для звездного сбора самого высокого ранга: бомонда с пришвартовавшихся в Венеции яхт. Концерт отыграл Паоло Контэ, итальянская звезда уровня Адриано Челентано, своими формами блистала супермодель Наоми Кэмпбелл. Скорее всего, в старой «России» они бы ни за что не поселились, но их открытки с видом Красной площади и бетонного чемодана за храмом Василия Блаженного теперь перейдут в разряд антикварных.

"