Posted 19 мая 2015,, 21:00

Published 19 мая 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:55

Updated 8 марта, 03:55

Живописание на крови

Живописание на крови

19 мая 2015, 21:00
Традиционная выставка победителей конкурса World Press Photo в этом году превратилась в фестиваль. Ее сопровождают еще пятерка проектов, а также лекции и мастер-классы. Все это для того, чтобы реанимировать почти заглохший в России жанр острого репортерского снимка. Есть, однако, подозрение, что те репортажи, которые с

Голландцы, проводящие всемирный конкурс World Press Photo, придерживаются четкой линии в отборе лучших кадров: острая тема должна сочетаться с виртуозным ракурсом и композицией. Но, как правило, сюжет все равно перевешивает форму. На тонкой грани документа и искусства балансирует разве что главный снимок, который становится визитной карточкой года. На этот раз первое место отдано датчанину Мадсу Ниссену с фотокартиной «Джон и Алекс». Почти караваджийская живопись Ниссена запечатлела питерскую гей-пару на брачном ложе. В качестве актуального комментария к фотке рассказывается о тяжелом положении ЛГБТ-сообщества в России, о притеснениях, гонениях и прочих неприятных для европейца вещах.

Что касается вообще российского присутствия на конкурсе, оно довольно внушительное и по участникам, и по сюжетам. Особенно вдохновляет тот факт, что Сергей Ильницкий оказался победителем сразу в двух номинациях. Лучшим снимком в разделе «Новости» стал его «Кухонный стол»: кровавый натюрморт, снятый в Донецке сразу после бомбардировки 26 августа 2014 года. Второе место в номинации «Спорт» получили прыгуны с трамплина, запечатленные Ильницким на Кубке мира под Нижним Тагилом. Правды ради стоит отметить, что господин Ильницкий работает на одно из европейских агентств и еще не разуверился в репортерском искусстве.

Среди других победителей преобладают те, кто смог оказаться в самых нестандартных местах в прямом и переносном смысле. Так, например, серией лучших «Портретов» признана подборка бесстрашной американки Софии Вальенте, которая отправилось в специальное поселение, где среди полей сахарного тростника живут осужденные за сексуальные преступления: им нельзя пользоваться средствами связи, нельзя выходить ночью из помещений, нельзя покидать четко очерченную зону отчуждения. На снимках – простые американские поселенцы почти XIX века. Одну из самых эстетских серий (второе место в номинации «Проблемы современности») создал бельгиец Томас Ван Хоутрив: он использовал беспилотник – «дрон» – чтобы с высоты птичьего полета снимать поля университетских кампусов, тюремные дворы и пляжи. Подтекст прост: обычно «дроны», применяемые для точечных бомбардировок стратегических объектов, здесь служат искусству. Первый приз в серии «Повседневная жизнь» завоевал итальянец Мишель Палаццы, обнаруживший в Монголии переплетение архаики и модернизма. После Китая, судя по всему, именно Монголия становится землей обетованной для злободневных репортажей о будущем. Среди самых горячих тем лидируют Украина (страшные снимки крушения боинга), лихорадка Эбола (гениальный кадр из Сьерра Леоне) и, само собой, чемпионат мира по футболу. Футбол, кстати, – единственное событие из всей подборки, которое дарит позитивные эмоции. Все остальное, включая даже серии о природе, где грибы-паразиты превращают муравьев в зомби (Ананд Варма, 1-е место) – сплошная борьба за выживание.

"