Рус
Eng
Неспящие в музее

Неспящие в музее

20 мая 2014, 00:00
Культура
АНАСТАСИЯ СЕМЕНОВИЧ, Санкт-Петербург
В Северной столице акцию «Ночь музеев» проводили в седьмой раз. Корреспондент «НИ» устроила небольшой рейд по музеям-участникам акции и убедилась, что причиной не спать в Петербурге могут быть не только белые ночи, но и музейные, и что интересная программа вместе с грамотной организацией может потянуть в музеи ночью да

«Ночь музеев»-2014 в Санкт-Петербурге определенно заиграла новыми красками по сравнению со своими предшественницами. Помимо того, что из года в год увеличивается количество музеев-участников, в этом году к акции присоединился петербургский метрополитен. Теперь можно было кочевать с Невского на Васильевский и Петроградскую сторону хоть всю ночь, перед посетителями музеев не стоял выбор, где остаться после разводки мостов. Также по городу ходили специальные автобусы, а всего в акции принимали участие 96 музеев. Похоже, возможность быстро и комфортно перемещаться по городу стала стимулом для петербуржцев – до самого утра в музеях и библиотеках было столько народу, сколько днем, пожалуй, не бывает.

Одним из «новичков» акции стал театр-фестиваль «Балтийский дом». В театре кипела жизнь и маскарад: эффектные декорации и бутафория вышли из закулисья, и каждый зритель мог сесть на трон или в пыточное кресло или опробовать театральную шумовую машину. В разноцветных лучах прожекторов вышедшая из-за кулис бутафория выглядела притягательно и подчас жутко. Для тех же, кто не хотел участвовать в массовых мероприятиях, этажом выше показывали спектакли «Балтийского дома», а также театров из Литвы, а в большом зале крутили 10-минутный видеоролик, подготовленный видеоотделом театра, а на самой сцене «гуляли» по кругу костюмы, мебель, свет, – словом, нам показали театральные эффекты разом.

После «Балтийского дома» логично было наведаться в Ботанический сад. Организаторы предлагали рассказ о растениях в оранжерее, почти ежеминутно отвечая «нет» на вопрос, а не едят ли они, например, папайю, которая вот-вот созреет. Очередь гуськом шла по тропикам, параллельно узнавая, например, что подросткам нельзя употреблять кофеин. Из оранжереи все желающие могли пройти в павильон «Планета грибов».

Библиотека им. Маяковского традиционно активно участвует в «ночных» акциях, будь то «Библионочь» или «Ночь музеев». В этот раз людей здесь было, пожалуй, чуть меньше, чем обычно. Здесь в разных отделах можно было научиться рисовать в стиле поп-арт, послушать джаз и лекции о дизайне на тему «Свет и цвет», которой посвящена «Ночь музеев»-2014. В отделе абонемента писатель и художник Юрий Зверлин рассказывал о книге «Зеленый луч». Рассказ получился больше о сомалийских пиратах и опять же тропиках, океане и преломлении солнечного света в толще воды. Дальше в программе была встреча с постановщиком фехтовальных сцен Сергеем Мишеневым, а в четыре утра можно было даже петь караоке.

Музей городской скульптуры в эту ночь предложил гостям буквально провести ночь на кладбище – в некрополе мастеров искусств. И, похоже, никто не побоялся: по аллеям ходила большая экскурсионная группа, а экскурсовод была в мистической маске. На один из памятников, массивный белый саркофаг, выводили проекцию, но куда трогательнее выглядел памятник Комиссаржевской. Кроме маленькой лампадки у ног фигуры, подсветки у него не было, там же лежала чуть привядшая белая гвоздика.

Следующей остановкой журналиста стал музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Благодаря большому внутреннему двору эта площадка является одной из самых популярных в «Ночь музеев», из года в год здесь собирается самая разнообразная публика. Концерты, модные показы (на которые одевают прямо у подиума), мастер-классы и «Мастерская Модильяни» прямо на траве, где каждый макает кисточку в банку с краской и рисует на бумаге, которой заботливо поделился щедрый Модильяни. Пройдя экскурсию в Фонтанном доме, можно узнать, что именитый итальянец появился здесь потому, что когда-то написал графический портрет Ахматовой. К слову, на выходе из музея посетителей ждала своеобразная «стена Ахматовой» – все желающие могли написать фломастером в тупичке на стене то, что сочтут нужным. Кто-то писал стихи, кто-то – пожелания, а кто-то просто рассказал, что приехал из другого города, и благодарил за хорошо проведенное время.

Совсем недалеко от Фонтанного дома находится Библиотека им. Лермонтова, программа которой обещала захватывающий квест по «Трем мушкетерам» Дюма. Здесь «мушкетеры» соревновались с «гвардейцами» в знании текстов Дюма и показывали неплохие результаты для четырех часов утра, искали письмо королевы на книжных полках и, конечно, спасали Францию. После всех желающих отправили к «гадалке» и «инквизиции», где нужно было сознаться в грехах и получить индульгенцию. На самом деле это был…абонемент в библиотеку по упрощенной схеме.

В арт-центре «Пушкинская, 10» в который раз за ночь проводили светомузыкальный перформанс «горизонтальная музыка», потому что вдруг пришло много людей, непременно желавших его увидеть. Минут двадцать, пока играет музыка, толпа молодежи послушно укладывается на пол и смотрит на потолок с цветной проекцией. Конечно, кто-то просто уснул. А кто-то отправился смотреть выставки в большом здании, где в каждой комнате – свой музей и свои гении. Когда светомузыка закончилась, солнце уже всходило где-то на темечке Лиговского проспекта, дворники убирали мусор, волонтеры закрывали выставочные залы. Какой вывод напрашивается из пережитых приключений? «Приходите к нам, мы днем тоже работаем!» – так говорили сотрудники почти всех музеев, где побывала корреспондент «НИ». Пожалуй, это главный и посыл, и смысл, и девиз «Ночи музеев».

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter