Posted 19 мая 2009,, 20:00

Published 19 мая 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:34

Updated 8 марта, 07:34

Очень приятно, «Царь»

Очень приятно, «Царь»

19 мая 2009, 20:00
Несмотря на то что в конкурсе Каннского кинофестиваля российские фильмы в этом году не представлены, присутствие русских на Круазетт более чем заметно. По количеству рекламы в фестивальных выпусках Variety, Hollywood Reporter, Sсreen International Россия, похоже, впереди Европы всей. Кризис в первую очередь ударил по р

Русский павильон на Каннском рынке в Village International увеличил свою территорию раза в три. Вид он имеет весьма презентабельный, и теперь здесь всегда многолюдно. Программа насыщенна, на организацию мероприятий, наличие информации и – что весьма важно – гостеприимство жаловаться не приходится. На второй год своего существования русский павильон действительно стал местом деловых встреч с зарубежными партнерами, информационным центром и просто приятным местом для передышки во время очередного безумного каннского дня. На открытие павильона приезжало минкультовское начальство, на «круглых столах» и дискуссиях по поводу сегодняшнего положения дел в российском кинематографе, по поводу копродукций принимали участие ведущие западные и российские продюсеры – Александр Роднянский, Игорь Толстунов, Сергей Сельянов и многие другие. Несмотря на кризис и на отсутствие госфинансирования, продюсеры все же не хотят останавливать кинопроизводство и обращают свои взоры на Запад в поисках партнеров для копродукций.

Ну и самое главное – каннские фильмы. «Царь» Павла Лунгина, включенный в программу «Особый взгляд», вызывает только один вопрос: «Почему не в конкурс?» Тем более что добрая половина конкурсной программы вызывает вопрос прямо противоположный. Работа у Лунгина получилась мощная, уверенная, серьезная, масштабная, к концу набирающая истинный трагизм. Олег Янковский в роли митрополита временами просто раздирает душу, Петр Мамонов в роли Ивана Грозного особенно хорош к концу, когда он скукоживается в своей злобе и одиночестве и становится каким-то сухоньким и черным. Можно проводить множество параллелей с сегодняшней ситуацией между государством и церковью, можно соглашаться или не соглашаться с трактовкой этих отношений, трактовкой истории, но сомнений в художественном качестве фильма не возникает. Также не возникает желания проводить сравнения с классическим фильмом Сергея Эйзенштейна. Картина проняла западную публику, которая ужаснулась злодействам тирана и воздала должное таланту режиссера.

Вторая наша картина «Особого взгляда» – «Сказка про темноту» Николая Хомерики, еще не показанная на фестивале, на самом деле, сказка про… свет. Тот самый, в конце туннеля. Жизнь в провинциальном городе на море невеселая, грубая, тем более что речь идет о милиционерах, людях не самых нежных, от которых нормальная публика шарахается. Кто из опаски, кто из брезгливости. Между тем милиционер в юбке (Алиса Хазанова) – девушка добрая, милая, красивая и интеллигентная. И очень одинокая. «Сказка про темноту» – картина, прекрасно снятая, умная, тихая.

На фоне эпатажных, бессмысленных мерзостей большого каннского экрана наши фильмы вообще выглядят очень привлекательно. Как-то человечно. Даже при всех ужасах кровавого террора царя-тирана, даже при всем сквернословии милицейского околотка, главное ведь – зачем и почему.

"