Posted 20 апреля 2018,, 13:43

Published 20 апреля 2018,, 13:43

Modified 7 марта, 16:43

Updated 7 марта, 16:43

В Большом театре раздали маски лауреатам главной театральной  премии страны

В Большом театре раздали маски лауреатам главной театральной премии страны

20 апреля 2018, 13:43
Фото: belcanto.ru
"Золотая маска" в этом году отдала предпочтение спектаклям с острой гражданской направленностью. В фокусе интереса ведущих российских режиссеров был конфликт свободы человека в обществе, его беззащитность перед силой и его одиночество. Мы поговорили об итогах вручения премии с членом жюри Дмитрием Родионовым.

Дмитрий Родионов, директор театрального музея имени Бахрушина:

- Дмитрий Викторович, какому спектаклю большой формы отдали предпочтение Вы?

- Я отдал предпочтение спектаклю Додина "Любовь страх отчаяние", который и получил "Золотую маску".

- В чем, Вы считаете, проявилось его безусловное лидерство?

- В мощи художественного высказывания. Это произведение, в котором органично соединены режиссерская концепция, сценографическое решение и замечательный актерский ансамбль. Цельный, сильный спектакль на философско-социальную тему, которая звучит настолько пронзительно, что никого не может оставить равнодушным. Очень важный разговор с современниками. Как вы помните, это о зарождении фашизма в Германии, о том, как страх приходит в общество, как родители начинают бояться своих детей, как по национальному признаку распадаются семьи, как вступают в права молодчики-националисты. Вот круг человеческих проблем, вокруг которых разворачивается этот спектакль.

- Этой же теме посвящена одна из новелл Цвейга, которая стала драматургической основой премьеры на Симоновской сцене театра Вахтангова. Как вы считаете, интерес к этой теме двух разных театров, возникший одновременно, не случаен?

- Для театра естественно откликаться на запросы времени, жизнь наша сегодня очень тревожная. Как будут развиваться государства, как будут в мире защищаться права человека, судебная система, международные правовые организации, которые все вместе должны быть направлены на охрану прав человека. В реальности мы часто сталкиваемся с прямо противоположной ситуацией. И это, конечно, очень актуально. Близко к этой теме подошел и спектакль "Чук и Гек" Александринского театра, тоже отмеченный маской. Он о людях, которые попали, в силу разных обстоятельств, в ГУЛАГ, и о людях, которые работали в этой системе. Голоса жертв и голоса тех, кто претворял в жизнь бесчеловечные установки.

- Об этом же и "Человек из Подольска"?

- Нет, это спектакль Театра.Doc по пьесе современного замечательного драматурга Данилова. Он написал утопическую фантазию о молодом человеке, который попадает в полицейский участок. Полицейские этому молодому человеку задают очень простые вопросы. И оказывается, что молодой человек ничего не видит и ничего не слышит в окружающем пространстве, но при этом страшно недоволен своей жизнью. Попытка разбудить его внутреннее чувство и настоящий интерес к жизни – суть этого спектакля.

Это утопия, конечно. Спектакль очень любопытен. Он выворачивает ситуацию наизнанку. Это неожиданно для зрителя. Поэтому"Человек из Подольска" отмечен именно за драматургический материал "Золотой маской".

- Что вам понравилось в кукольном театре?

- Из того, что я видел, на меня самое большое впечатление произвел "И дольше века длится день" по роману Чингиза Айтматова, поставленный в музее ГУЛАГа. Там хороший актерский ансамбль. К сожалению, кукольный театр в этом сезоне был представлен очень бедно.

- Вы смотрели спектакль с Аллой Демидовой "Анна Ахматова. Поэма без героя" в "Гоголь –центре"?

- Конечно. На меня произвела большое впечатление работа Аллы Сергеевны. И, видимо, не на меня одного, потому что Алла Сергеевна получила именно за эту роль "Золотую маску". Она потрясающая, мощная артистка, ей под силу сложнейший поэтический и философский материал.

- Вы согласны с ее утверждением на вручении премии, что театру надо менять позицию с "Чего изволите?" на иную?

- Могу только сказать, как я воспринял эту речь, в ее словах прозвучала боль за деятелей театра, которые идут за зрителем, а не впереди зрителя. Алла Сергеевна, мне кажется, выступила против театра - развлечения, она не считает искусство досугом.

- Нужно меньше комедий?

- Нет, без комедий театр не может существовать, и комедия как жанр весьма разнообразна, бывало больше склонялась к сатире. Когда же комедия положений главенствует в репертуарной политике театра, это вызывает некоторое удивление. Драматический театр – богатая палитра. Алла Сергеевна, мне кажется, выступала против поверхностных отношений со зрителем. Нужна глубина анализа и помощь человеку, необходимо сотворчество со зрителем. Когда театр и зритель вместе размышляют о том,как жить, как реагировать на те, или иные ситуации, тогда только театр выполняет свою миссию.

- Для учителей очень важно иметь возможность смотреть хорошие спектакли. Как им в провинции посмотреть того же "Дядю Ваню", который поставил в Ленсовете Юрий Бутусов, также увезший маску? Как технически, это сделать?

- Это серьезная проблема. Насколько я знаю, программу on-line показов спектаклей уже реализуют по России, можно посмотреть на сайте "Золотой маски". Но, может быть, надо чаще ходить в ближайший театр?

- Неожиданный драматургический поворот!

- Кстати, меня поразил и порадовал спектакль Хабаровского ТЮЗа "Детство" по Льву Николаевичу Толстому, тонкий, хрупкий, глубокий, поэтический, лирический, потрясающий спектакль! Как рассказать о мироощущении ребенка, чтобы затронуть сердца зрителей? А они смогли. Для меня было большой радостью увидеть этот спектакль в палитре "Золотой маски". И мы дали этому спектаклю специальный приз жюри.

- Второй спецприз Вы дали "Гоголь – центру"?

- Да. За развитие театрального пространства и поиски новых форм. Это, как Вы знаете, перестроенный и переоборудованный бывший театр Гоголя. Кирилл Серебренников и Вера Мартынова полностью изменили пространство и зрительской, и сценической части. В зрительской части появилось универсальное пространство, в котором человек может находиться в независимости от того, пришел он специально на спектакль или просто проходил мимо. Это другая система контакта со зрителем, когда потенциальный зритель может стать реальным зрителем, это форма притяжения новой аудитории в пространство театра. А сценическая часть была сделана как универсальная площадка по типу центра Мейерхольда, которую можно трансформировать в зависимости от режиссерских замыслов.

Сфера театра - это сфера поиска, сфера эксперимента в области нового драматургического материала, новых форм, открытия новых имен, и то, что мы видели за последние сезоны в этом центре, как раз подтверждает эту линию. За экспериментально-лабораторную работу "Гоголь - центр" в связи с пятилетним юбилеем и получил специальный приз жюри. Хотелось и поддержать таким образом его руководителя Кирилла Серебренникова.

Записала Веста Боровикова

"