Posted 19 апреля 2005,, 20:00

Published 19 апреля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:33

Updated 8 марта, 09:33

Константин Баканов

Константин Баканов

19 апреля 2005, 20:00
Музыкальная вертикаль

Патриотическая песня вновь широкой поступью зашагала по стране. В Государственном Кремлевском дворце готовятся к финалу Всероссийского фестиваля-конкурса патриотической песни «Это Родина моя!». Его идеологами стали Лев Лещенко и Александр Розенбаум. На днях в Нижнем Новгороде и других российских регионах состоялись первые отборочные туры. Региональные победители будут премированы выступлением на «главной сцене страны» 3 мая, что само по себе дорогого стоит.

Казалось бы, ничего плохого в этом начинании нет и быть не может. Однако даже в названии фестиваля просматривается аналогия с временами советской пропаганды. Массовая культура все больше соседствует с официальными государственными лозунгами. При этом ничего креативного за те полтора десятилетия, что мы жили без централизованной рекламы патриотизма, не придумано. Государство действует интересными методами: с одной стороны, всячески стремится дистанцироваться от финансирования культуры, с другой – с завидным упорством пытается поставить эту самую культуру себе на службу. Кто-то скажет: «Дети хотя бы по подворотням сидеть не будут, от наркотиков и алкоголя отвлекутся». Вряд ли отвлекутся. Потому что мероприятие с названием «Всероссийский фестиваль-конкурс патриотической песни» может вызвать в лучшем случае зевоту, а по-настоящему творческого человека, скорее всего, отпугнет. Лещенко, Розенбауму и Кобзону, конечно, к таким названиям не привыкать, но сегодняшняя молодежь, потенциальные участники концерта в Кремле, никогда не жили в Стране Советов.

Во время весенних школьных каникул я стал случайным свидетелем международного конкурса «Золотой феникс», который проводился в одном из подмосковных домов отдыха и был организован неким благотворительным фондом из Волгограда. Случайная публика была уверена, что это не более чем смотр допотопной художественной самодеятельности, а оказалось все очень профессионально. Год назад с не меньшим интересом наблюдал за детскими выступлениями на витебском «Славянском базаре». Таких мероприятий по стране и Содружеству проходит немало. Проблема не в молодежи, молодежь вполне адекватная, а в ханжеском подходе к «музыкально-танцевальным соревнованиям». На том же «Фениксе» в числе участников были сплошь коллективы с названиями «Калинка», «Ромашка», «Солнышко». Каково же было удивление, когда ребята, скрывающиеся за такими кондовыми лейблами, не меняющимися со времен освоения целины, танцевали нижний брейк-данс, а девушки – канкан с акробатическими элементами. Кто-то вообще представил авангард. Смогут ли глубокоуважаемые народные и заслуженные артисты СССР оценить новые веяния? И доедут ли вообще эти веяния до Кремля? И как отделить патриотическую песню от непатриотической? Ведь этими понятиями можно управлять на усмотрение организаторов. Знают ли они, что в молодежной среде сейчас моден и популярен рэп? А ведь рэп – это непатриотично, поскольку он вышел из черных нью-йоркских кварталов.

В России, к сожалению, принято ударяться в крайности: либо молодое поколение приучают к пошловатой и продажной «Фабрике звезд», либо «причесывают» под государственную идеологию. Отечественную публику неумело пытаются очаровать кондовой официальщиной, за которой все отчетливее угадываются банальные интересы власти. Остается лишь надеяться, что настоящие творческие личности в тисках дурновкусия и ура-патриотизма не затеряются.

"