Posted 19 февраля 2016,, 21:00

Published 19 февраля 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 02:12

Updated 8 марта, 02:12

Романсы о финансах

Романсы о финансах

19 февраля 2016, 21:00
Американцам приходится как бы второй раз платить за финансовый коллапс восьмилетней давности – в последнее время в США все большую популярность завоевывают фильмы, телесериалы, спектакли и книги, рассказывающие о кризисе 2008 года. Американские продюсеры и издатели в один голос утверждают, что аудитория кинофильмов, те
Сюжет
Банки

«Игра на понижение», прошлогодний фильм Адама Маккея с Кристианом Бэйлом в главной роли, стал экранизацией бестселлера «Большая игра на понижение» журналиста Майкла Льюиса. В своей книге Льюис рассказал о предпосылках и развитии в США ипотечного кризиса в 2008 году. Лента собрала в прокате более 112 млн. долларов при бюджете 28 млн. Она номинирована на «Оскар» в самой престижной категории – «Лучший фильм».

Показательно и другое: сейчас на разных стадиях съемок находятся несколько картин о финансовом мире – «Дым и зеркала», «Все, что у нас есть», «Прямо в ад» и другие.

«Эти проекты снимаются не в вакууме, – цитирует Wall Street Journal Лена Амато, президента киностудии HBO Films, которая снимает ленту об очень известном мошеннике Бернарде Мэдоффе. Фильм выйдет на экраны в 2017 году. – Вы можете увидеть, что происходит в политике: обе главные партии борются с широкими народными движениями, которые протестуют против сокращения численности среднего класса и увеличения разрыва в доходах. Зрители готовы не только смотреть на это на экранах телевизоров и в кинотеатрах, но и очень сильно хотят понять, как мы до этого докатились».

Триллер Джоди Фостер «Финансовый монстр» с Джорджем Клуни в главной роли выходит на экраны в мае этого года. Клуни играет ведущего ток-шоу. Его захватывает в заложники один из зрителей, потерявший в результате чьих-то финансовых махинаций все сбережения. Под дулом пистолета Клуни приходится расследовать финансовое мошенничество.

Ленты антиуоллстритовской направленности сейчас явно выходят на первые роли в американском масскульте. Эта тенденция прослеживается не только в кино, но и в других областях культуры.

Крах на рынке угрожает банкротством издательству, возглавляемому героем романа Джея Макинерни «Яркое и блестящее», который появится на прилавках книжных магазинов в этом году и наверняка, предсказывают критики, станет бестселлером.

В марте на сцене Public Theater в Нью-Йорке состоится премьера спектакля «Сухой порошок» о финансовых махинациях. Главные роли в нем исполнят Джон Красински и Клер Дейнс.

Фильмы, сериалы, пьесы и книги о финансовом мире и мошенничествах финансистов можно перечислять долго. Еще каких-то несколько лет назад произведения искусства, изу­чающие внутренние пружины, по которым живет и работает финансовая система, мало кому были интересны. Конечно, писатели и режиссеры и раньше создавали произведения на эту тему, например, «Инсайдеры» Криса Фергюсона (2010), но в своей массе продюсеры и воротилы шоу-бизнеса сомневались, что публика будет тратить деньги на то, чтобы разобраться, как их обобрали за несколько лет до этого.

Одним из немногих заметных фильмов на тему финансов был «Предел риска», триллер Джея Чендора (2011), в котором рассказывалось о банкротстве банка. На фильм ходили, но говорить о его высокой популярности и переполненных залах было бы сильным преувеличением. Это подтверждают и данные BoxOfficeMojo. «Предел риска» собрал в мировом прокате менее 20 млн. долларов. Причем более 70% зрителей, посмотревших его, были иностранцами. Для сравнения: «Сумерки 4. Сага. Рассвет: часть 1» собрал в том же году в мировом прокате 712 млн. долларов.

Любопытно, но нечто подобное тому, что происходит сейчас, в Штатах уже было. Причем неоднократно. К примеру, такой же взлет популярности имели картины о Великой депрессии или войне во Вьетнаме, снятые через несколько лет после самих событий. О войне во Вьетнаме рассказывали, например, очень популярные «Охотник на оленей» (1978) или «Апокалипсис сегодня» (1979). Что же касается Великой депрессии, то можно вспомнить такие ленты, вышедшие на экран через несколько лет после тех событий, как «Гроздья гнева» Джона Форда (1940) или «Знакомьтесь, Джон Доу» Фрэнка Капры (1941).

«После катаклизмов нужно определенное время, чтобы коллективное подсознание поднялось на поверхность», – считает Брайан Коппельман, один из создателей сериала «Миллиарды», рассказывающего о противостоянии амбициозного финансиста с Уолл-стрит Бобби Аксельрода и принципиального прокурора Чака Родса.

Действие «Миллиардов» происходит сейчас, в 2016 году, но так же, как и в подавляющем большинстве других финансовых драм, в этом сериале можно найти очень глубокие аллюзии с кризисом 2008 года. Коппельман отмечает, что сейчас зрители лучше подготовлены и способны понять тонкости мошенничеств.

«Игра на понижение» заканчивается предостережением о том, что Уолл-стрит может повторить прошлые ошибки. Сейчас картина, в которой, кроме Бэйла, снимались такие звезды, как Брэд Питт и Стив Каррел, кажется очень современной и своевременной. Тем не менее режиссер Маккей хорошо помнит, что уговаривал продюсеров снять этот фильм несколько лет.

Кстати, «Игре на понижение» и другим финансовым лентам значительно помог успех «Волка с Уолл-стрит» Мартина Скорсезе (2013), в котором главную роль сыграл Леонардо ДиКаприо. Эта лента стоила около 100 млн. долларов, но собрала в прокате почти 400 миллионов.

Специалисты обращают внимание, что сильных и умных представительниц банкового мира сейчас стремятся играть все больше актрис. Ярким примером может служить лента Equity, которую сняла Мира Менон. Анна Ганн сыграла в ней главную роль – инвестиционного банкира, которой приходится сталкиваться с мошенниками.

WarnerBros. подписала контракт с Риз Уизерспун на съемки в экранизации комического романа Морин Шерри «Первая красавица». Риз сыграет трейдера, которая борется с гендерной дискриминацией.

В октябре 2015 года ирландский писатель Пол Мюррей издал сатирическую повесть Mark and the Void – о финансовом кризисе в Ирландии.

Писатель и бывший партнер Lehman Brothers Майкл Томас покинул банк задолго до кризиса и банкротства в 2008 году. Он написал «Фиксеры», которые появились в продаже в нынешнем январе. Автор обвиняет президента Обаму в том, что нечистым на руку финансистам нередко удается избежать ответственности.

Майкл Томас пишет о группе политиков, которые организуют победу для кандидата, похожего на Обаму, Политик отказывается реформировать Уолл-стрит и защищает банкиров-мошенников.

«Культура стала намного более чувствительной к финансовому миру, – рассказал Wall Street Journal Сэнди Клаймен, президент инвестиционной компании Entertainment Media Ventures. – Создатели сейчас переносят на экран, сцену или страницы книг то, о чем уже думают простые люди, что их беспокоит и тревожит».

"