Рус
Eng
Зимний вестерн в формате пьесы

Зимний вестерн в формате пьесы

20 января 2016, 00:00
Культура
ОКСАНА ГАВРЮШЕНКО
«Омерзительная восьмерка» Квентина Тарантино, вышла в США как подарок на католическое Рождество, а у нас на Старый новый год. Фильм снят на 70-миллиметровой пленке, в этом его особая «фишка». Пленка, как известно, придает изображению глубину, цвет и свет, на которые не способно цифровое изображение.

Картина «Омерзительная восьмерка» была выпущена в кинотеатрах, оснащенных оборудованием для показа фильмов, снятых на 70-миллимитровую пленку. Всего в мире «работало» 123 такие копии: 96 из них в США. Одна из них была и в Москве, в столичном кинотеатре «Октябрь».

«Восьмерка» отнюдь не является размашистым проектом, каким был предыдущий «Джанго освобожденный» с его разнообразными локациями. В новой картине «клаустрофобическая» составляющая в рамках пьесы о правосудии стала главным лейтмотивом, а продолжительность действия (около трех часов) с привычной тарантиновской словесной эквилибристикой временами превращает картину в слегка затянутый анекдот.

Лишь в увертюре бескрайний заснеженный пейзаж покоряет своей красотой, напоминая, что с природной натурой тягаться нелепо. В дальнейшем человеческая природа выступит на первый план.

…Спустя время после Гражданской войны. По фронтиру в горах Колорадо, преодолевая снежные заносы, с переменным успехом тащится дилижанс, в котором легендарный охотник за головами Джон Рут по кличке Вешатель (Курт Рассел) конвоирует заключенную Дэйзи Домерг (Дженнифер Джейсон Ли). Актриса, впервые приглашенная к совместной работе с великим и ужасным Квентином Т., уже удостоена номинации на «Оскар» за «лучшую женскую роль второго плана». В дилижанс запряжены кони Додик и Кокос. По пути в городок Ред-Рок к парочке (причем Дэйзи буквально прикована к матерому охотнику) прибьется еще пара персонажей – подозрительный южанин-перебежчик, выдающий себя за нового шерифа в городке (забавный Уолтон Гоггинс) и бывший солдат армии северян, ставший также охотником за головами, Маркиз Уоррен (Сэмюэл Л. Джексон).

Снежная метель вынуждает экипаж дилижанса сделать остановку на перевале в загадочной лавке под названием «Галантерея Минни» – не то трактир, не то постоялый двор. А там будет еще четверка «бесславных ублюдков» – вот и сложится «омерзительная восьмерка». Хотя на самом деле в фильме всего 16 действующих лиц, но о половине из них мы узнаем в ретроспекции ближе к финалу.

Час на дорогу до лавки Минни, и два часа детектива в замкнутом пространстве с заколоченной дверью. Все это время они будут беспрестанно говорить, многократно поминать ниггеров (именно так) и мексиканцев и искать подставное лицо. Кто не тот, за кого себя выдает, – добродушный ковбой (Майкл Мэдсен), старый генерал армии конфедератов, осколок ушедшей эпохи (Брюс Дерн), ред-рокский палач Освальдо (Тим Рот, похожий здесь на благородного героя Кристофа Вальца из «Джанго») или мексиканец Боб (Дэмиан Бичир), замещающий хозяйку лавки Минни.

Все ружья, по Чехову, к развязке выстрелят. И даже больше. «Мочилово» на фоне снежной пурги на заднем плане, по Тарантино, выглядит весьма привлекательно. Все любимые фанатами режиссерские примочки, и черный юмор, и насилие в соусе архетипов вестерна, на месте. «Это как такое воссоединение в аду, если представить, что ад – это лачуга посреди пурги, где все не то, чем кажется», как сказал Дэмиан Бичир.

Огромное количество кинематографических аллюзий могут найти при желании фанаты Тарантино и просто синефилы: Квентин цитирует вкусно и, как всегда, со знанием дела массу всего, от «Дилижанса» Форда до «Нечто» Карпентера (отсюда и камерная локация, и музыкальные темы Эннио Морриконе, и перекочевавший Расселл), от «Великолепной семерки» до собственных «Бешеных псов», «Бесславных ублюдков» и собственно «Криминального чтива».

История Гражданской войны давно привлекает Тарантино. Человеческая натура – всегда. Но если в «Джанго освобожденном», этом романе а-ля «антиунесенные ветром», была некая гуманистическая миссия (да-да, у Тарантино) и герои держали в голове цель великую, то в а-ля агатакристиевской «Восьмерке» ничего подобного нет. Это как игровой пазл под микроскопом, где каждый выбирает, с какой стороны искать разгадку. Экстрим, предательство, верность, подлость, ложь, правосудие – все эти категории рассмотрены с лету, сопровождаемые сардоническим смехом режиссера. Цель ради цели. И даже шутливые названия глав (как любит Тарантино) – «У Дэйзи есть секрет», «Пройдоха», «Черный мужчина, белый ад» – призывают максимально легко отнестись к этой импровизации на заданную тему. С нахлобученной ковбойской шляпой и театральной условностью.

Что ж, у «Омерзительной восьмерки» три заслуженные номинации на «Оскар» – помимо отважной актерской работы Дженнифер Джейсон Ли есть еще ветеран Эннио Морриконе («лучший саундтрек») и прекрасный оператор-соавтор Роберт Ричардсон.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter