Posted 19 января 2011,, 21:00

Published 19 января 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:26

Updated 8 марта, 06:26

Туман на оба ваши дома

Туман на оба ваши дома

19 января 2011, 21:00
В скором времени будут вручены награды – «Серебряные камеры» – за лучшие серии снимков, посвященные Москве. Выставку номинантов сейчас можно оценить в Центральном Манеже. В экспозиции сразу прочитывается главная проблема столичных фотографов – за 10 лет, пока существует премия, они разучились делать острые репортажи.

У выставки-конкурса «Серебряная камера» – очень благая цель: в то время как фотографов моды и рекламы поддерживают сами заказчики, тех работников «полей», кто пытаются снимать городские репортажи, не поддерживает почти никто. Газеты и журналы отказываются от штатных фотокорреспондентов, предпочитая брать снимки в агентствах. Агентствам куда как важнее оперативность, чем художественный уровень, – кадр на мобильнике, если он сделан очевидцем по горячим следам, всегда побьет серебряные отпечатки профессионалов. Так, вместе с классом фотожурналистов пропадает целый жанр. Иными словами, без сторонней помощи здесь не выжить.

В качестве такого мецената 10 лет назад Дом фотографии выбрал Московскую мэрию. И этот выбор определил судьбу «Серебряной камеры»: с одной стороны, худо-бедно составлялась фотолетопись города, с другой – по части остроты и свежести взгляда услужливая «Камера» постепенно деградировала. Стоит сравнить ее со знаменитым фотоконкурсом World Press Photo (его выставки теперь приезжают в Москву), чтобы сразу почувствовать разницу: там – смелые ракурсы, парадоксальные ходы, откровенность и даже жесткость (по отношению к зрителю), у нас – штампы, накатанные темы, тенденциозность и подобострастие. Не спасает даже конкурсная интрига – все снимки в экспозиции анонимные (это якобы для того, чтобы зрители и жюри, выносящие оценки, не ориентировались на авторитеты).

Вот и сезон-2009–2010 для московских фотографов оказался далеким от актуальности. Правда, один острый сюжет никак нельзя было пропустить. По количеству фотосерий лидирует, безусловно, летняя дымовая завеса. Оно и понятно – на целую неделю город превратился в подобие киношной декорации: хочешь – триллер снимай (серия «Апокалипсис»), хочешь – феллиниевский фарс (серия «Смог над Строгинской поймой», где люди загорают с масками на лицах). Одна только проблема: почти все фотографы схватили камеры, чтобы заснять именно декорацию, не реальные пейзажи. Никому, например, в голову не пришло отправиться в больницы, где, по сообщениям, в духоте и чаду умирали сотни стариков. Никто не поехал в рейд со «скорой», чтобы передать ужас происходящего. Почти все профессионально наслаждались видами. И тут уже какая-то системная, мировоззренческая установка наших репортажников: зачем зря спину рвать, все равно не поймут – будем делать «искусство».

Той же самой причиной – попытками во что бы то ни стало делать «искусство» – объясняется и тот факт, что почти полностью «загнулась» номинация «Архитектура». Никто не спорит – интересно снимать дома всегда сложно. На фоне дикого архитектурного кризиса в столице задача и вовсе немыслимая. Приходится постоянно искать обходные маневры – например, фотографировать панельные новостройки, а потом ретушировать их под изысканный рисунок (серия «Проекты»). Или сосредотачиваться на занимательных деталях (ритме окон или переплетениях железных балок). Скверы, парки, дворы, набережные – все это давно выпало из поля зрения не только фотографов, но и обычных прохожих.

Точно так же из фокуса внимания выпадают портреты: на выставке почти нет запоминающихся портретных образов (есть, правда, одна «антигламурная» серия, где в качестве героев тусовки выведены андерграундные художники и писатели). В итоге самым ярким (по цвету и фактуре) репортажем оказывается прием в пионеры на Красной площади, в котором галстуки «работают» на всю картинку, а самым острым – явно сделанная второпях, без понимания смысла и сути происходящего, серия о погромах на Манежной площади. Вот тут и не знаешь, что лучше: профессионализм на пустом месте или дилетантизм в гуще драки.

"