Posted 18 декабря 2012,, 20:00

Published 18 декабря 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:20

Updated 8 марта, 05:20

Логика случайностей

Логика случайностей

18 декабря 2012, 20:00
В Зверевском центре современного искусства завершилась персональная выставка знаменитой художницы Клары Голицыной под названием «Работы 2012 года». Уходящий год с его протестным движением вызвал особый отклик в художественной среде: актуальные авторы устраивали всевозможные акции и перформансы, выражая тем самым не тол

На картинах Клары Голицыной не увидеть разноцветных балаклав участниц нашумевшей панк-группы Pussy Riot, не разглядеть белых ленточек… Вместо этого на масштабных полотнах кажущаяся хаотичной игра линий. Красно-черная цветовая гамма картин обрушивается на смотрящего и застает его врасплох: зритель остается беззащитным перед натиском динамичного, крупного и резкого мазка, перед чувством агрессии, которая присутствует во многих работах. На вопрос корреспондента «Новых Известий», чем навеяны сюжеты полотен, написанных в уходящем году, мастер рассказала: «Я как антенна ощущаю время, и оно выражается в моих работах. Меня как бы самой не существует, и я ничего специально не придумываю». По словам г-жи Голицыной, на выставке представлены 74 картины, написанные только за этот год: «Конечно, я не могла не отреагировать на протестные акции, на процесс над Pussy Riot. Эти события опосредованно отразились на моем творчестве, поэтому работы такие напряженные, выполнены в красно-черных тонах. Много лет в нашей стране не было столь мощных протестных явлений, много лет не было такого массового выхода людей на улицы Москвы. Время сейчас меняется мгновенно, поэтому так же быстро меняется моя живопись».

Клара Голицына относится к числу тех редких художников, которые постоянно находятся в поиске и не устают меняться. Она принадлежит к представителям поколения так называемой второй волны русского авангарда, среди которых Оскар Рабин и Владимир Немухин. Однако, по словам художницы, она сравнительно быстро оторвалась от своего поколения шестидесятников, поскольку ей всегда интересно идти дальше, продолжать экспериментировать и не говорить на одном уже когда-то найденном художественном языке. Так Голицына прошла путь от увлечения реализмом до абстракционистских опытов. В свое время особое влияние на нее оказал Пикассо. И сегодняшняя выставка по эмоциональному воздействию напоминает одну из главных работ великого испанца – «Гернику», а по найденному ритму, играющему особую роль в работах художницы, – поэму Блока «Двенадцать». Протестные настроения последнего времени, оказавшие влияние на творчество Голицыной, стали отправной точкой для ее поисков, но, наверное, в целом, можно сказать, что эти «Работы 2012 года» – размышления о войне и насилии, о зле и незащищенности человека… Одна из картин называется «Излом» – прямая жирная черная линия на полотне покосилась, ритм сбился, в результате чего мир на холсте надломился. Кажется, именно об этой надтреснутости, изломе, потере ритма и говорит сегодня художник.

Вторая часть выставки составлена из серии работ «Обнаженные». Как рассказала Клара Николаевна, «эта группа картин возникла совершенно случайно – знакомый художник прислал натурщицу, с которой впоследствии и были сделаны наброски». Так появились «Обнаженная в шляпе», «Обнаженная на диване», «Сидящая на красном» и другие. Эти, как и другие произведения последнего времени, насквозь пронизаны паутиной линий, в которую оказывается заключенным персонаж картины. При этом беспорядочно разбросанные геометрические отрезки подчинены своей невидимой логике, как любит повторять Клара Голицына, «логике случайностей».

"