Posted 18 декабря 2006,, 21:00

Published 18 декабря 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:48

Updated 8 марта, 08:48

«Опасные связи» с Москвой

«Опасные связи» с Москвой

18 декабря 2006, 21:00
Впервые за 25 лет в Москве, на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, прошли гастроли балета Латвийской национальной оперы. За классику «отвечал» обновленный спектакль «Корсар» Адольфа Адана, за современное искусство – недавняя мировая премьера театра «Опасные связи» Артура Маскатса. Оба

Балет современного латвийского композитора, а по совместительству нынешнего музыкального руководителя театра Маскатса «Опасные связи» открывал гастроли латышей. Элегантно стилизованная и чарующая музыка для двух клавесинов и оркестра в талантливой интерпретации молодого дирижера Мартиньша Озолиньша оказалась единственным достоинством спектакля (впрочем, мастерство кордебалета и солистов достойно отдельной похвалы, этого нам не хватает даже в Большом театре).

На первом представлении «Опасных связей» виконтом де Вальмоном был Алексей Овечкин, признанный премьер латвийской труппы. Выбор идеальный – его Вальмон был роскошно порочным, чувственным, роковым и аристократически сдержанным. Второй Вальмон – Раймондс Мартыновс моложе, более эмоционален. Ему не хватает жизненного опыта, он еще только чувствует, а не наслаждается изощренной игрой, получает удовольствие, а не скрывает его.

Маркизы де Мертей тоже было две – черная и белая, официальная прима-балерина Эльза Леймане и Маргарита Демьянока. «Официальная» брюнетка Леймане была технична и холодна. Не более. Блондинка же оказалась настоящей маркизой де Мертей – изысканной, пряной, она завораживала, пленяла, интриговала, чувствовала. Вырваться из ее сетей непросто. Маргарита Демьянока даже закончила балет достойно – не легла, раздвинув ноги, под нож гильотины, как Леймане, а тихо оседала в стороне.

В целом же хореография «Опасных связей» оказалась скучной и беспросветной. Лет двадцать назад так можно было ставить, но не сейчас. Как нельзя сейчас оформлять балеты металлизированными щитами вместо задника. Танцевать «Опасные связи» в цехе металлопроката – кощунство.

Во втором балете – «Корсаре» фактуры хватало, но выглядела она бедновато. Красочные танцы корсаров на «Острове» и оригинальные пляски невольниц в «Гареме» в постановке Лейманиса стали центральными эпизодами спектакля. Главный балетмейстер Латвийской оперы Айварс Лейманис вообще очень бережно и тактично подошел к бесценному, хоть и с прорехами, восточному ковру, называемому «Корсар». Алексей Овечкин в партии Раба продемонстрировал зрелое мастерство, может, даже слишком зрелое – было видно, что танцовщику трудно даются некоторые элементы. Бриллиантом среди жемчужин блистала в трио одалисок Байба Кокина – несомненно, самая перспективная балерина в труппе.

Гастроли балета Латвийской оперы показали, что труппе хорошего уровня доступна и классика, и неоклассика. Но, думается, для постановок «мировых» премьер лучше связываться с более интересными хореографами, способными превратить в событие любой материал. Что, кстати, продемонстрировали в той же Латвийской опере Раду Поклитару (в «Золушке») и Алексей Ратманский (в «Светлом ручье»). Эти спектакли идут с аншлагами по сию пору.

"