Posted 18 декабря 2003,, 21:00

Published 18 декабря 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Не наши проблемы

Не наши проблемы

18 декабря 2003, 21:00
Лауреатами фестиваля «Сталкер» стали фильмы «Последний поезд» Алексея Германа-младшего, «Возвращение» Андрея Звягинцева, «Коктебель» Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского. Еще несколько дипломов получили никому не известные дебютанты, чьи картины на равных соревновались с мастерскими.

Следуя по пути братьев Стругацких и Андрея Тарковского, режиссеры–участники «Сталкера» обещали принести в Дом кино Союза кинематографистов России свои самые чистые и бескорыстные желания. По условиям конкурса в программу фестиваля должны были войти фильмы, защищающие беженцев, детей, молодежь и женщин. Из 82 фестивальных картин больше половины составили внеконкурсную международную программу.

Неожиданностью для зрителей стало то, что организаторы «Сталкера» причислили к правозащитным фильмам несколько громких российских лент этого года. К правам ребенка «привязали» фильм Андрея Звягинцева «Возвращение», где речь идет о самоутверждении взрослого мужчины за счет двух своих сыновей. А в раздел «Кино о женщинах» попала лента «Бабуся» Лидии Бобровой о традиционно тяжелой судьбе русской женщины.

«Сталкер» существует уже 9 лет. За это время он приобрел популярность и авторитет. Это достижение дорогого стоит, если учесть, что в правозащитных фестивалях в Москве недостатка (особенно в последние годы) нет. Не всем им так везет, как «Сталкеру». К примеру, предыдущий московский «правозащитный» фестиваль фильмов о Чечне практически провалился. Картины, которые в Вашингтоне, Нью-Йорке и Лондоне демонстрировали без всяких затруднений, дирекция Киноцентра на Красной Пресне в последний момент отказалась показывать в своем зале, назвав их антиросийскими. В ответ Юрий Самодуров, директор музея и общественного центра имени Сахарова, заявил, что к запрету, дескать, приложила руку администрация президента России. Как водится в таких случаях, разгорелся скандал, и о «провокационных» чеченских фильмах узнали все. В конце концов посвященные Чечне картины москвичам все же показали, но в небольшом зале, рассчитанном всего на 90 человек.

Организаторы «Сталкера» придерживаются либеральных взглядов и всегда подчеркивают, что их фестиваль создавался вовсе не в пику власти. Поднятые здесь проблемы должны пробудить у зрителей чувство патриотизма и гражданственности, а не настраивать граждан против их же государства. Так или иначе, но в разделе «Фильмы о войне» Чечня на этом фестивале даже не упоминалась. Обе «военные ленты», соревновавшиеся между собой на «Сталкере», – «В созвездии быка» Петра Тодоровского и «Последний поезд» Алексея Германа – рассказывали о боях Великой Отечественной.

Стараясь быть тактичными, сглаживая острые углы, организаторы «Сталкера» даже о Холокосте прямо не говорили, и фильм Романа Полански «Пианист» об уничтожении евреев включили в программу «Кино о тоталитаризме». Внеконкурсная международная программа фестиваля оказалась гораздо злободневнее и острее отечественной. В нее попал знаменитый кинопроект «11 сентября», снятый 11 разными режиссерами мира. Включена в программу «Сталкера» и лента «Божественное вмешательство» Элиа Сулеймана о двух палестинских влюбленных, разделенных контрольно-пропускным пунктом израильской армии. Судя по всему, говорить о чужих проблемах на наших кинофестивалях куда легче и спокойнее, чем о родных, российских.

В жюри «Сталкера» вошли люди, отлично разбирающиеся как в культурных, так и в социальных вопросах: писатель Анатолий Приставкин, правозащитник Сергей Ковалев, актер Георгий Жженов, прошедший через советские лагеря, тюрьмы и ссылку. Последнему один из конкурсантов – режиссер Сергей Мирошниченко – не постеснялся посвятить ленту «Георгий Жженов. Русский крест». Жюри в свою очередь не постеснялось присудить приз главному герою этой картины. Остальные достались российским лидерам проката, бывшим лауреатам «неправозащитных» фестивалей и горстке дебютантов.

"