Posted 18 ноября 2015,, 21:00

Published 18 ноября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:22

Updated 8 марта, 03:22

Раньше, чем братья Люмьер

18 ноября 2015, 21:00
XVI фестиваль нового британского кино стал самым масштабным за всю историю: у нас он проходит в 24 городах – от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. В программе – 13 игровых и пять документальных фильмов, специальная программа в рамках первой в России персональной выставки Аниша Капура, серия лекций, дискуссий и

Российской премьерой стал фильм закрытия – документальный «Blur: New World Towers» Сэма Ренча, о легенде брит-попа, группе Blur, мировая премьера которого состоится 2 декабря.

Среди документальных картин Бритфеста особое место занимает «Первый фильм» Дэвида Уилкинсона, который начинал как актер, но сегодня известен как продюсер с более чем 20-летним опытом работы в индустрии. Уилкинсон был гостем феста и лично представлял свою дебютную в качестве режиссера картину. Также он провел мастер-класс на тему малобюджетного кино, рассказал о том, как фильм, заведомо обреченный на коммерческий провал, превратить в сенсацию.

Его собственное исследование «Первый фильм» имеет к теме разговора самое прямое отношение. Он посвящен земляку режиссера (оба родом из Йоркшира, город Лидс) и пионеру раннего кино Луи Лепренсу, которому, по мнению Уилкинсона, и принадлежит честь быть изобретателем кино, опередившим братьев Люмьер.

Над этим фильмом Дэвид Уилкинсон работал, по его словам, 33 года (25 лет пытался найти финансирование). Люди с «Би-би-си» четыре раза отвергали проект. Ему не верили тогда, многие не верят и сегодня. И впрямь, первый час вообще смотришь будто псевдодокументалистику – с обилием документов и свидетельств давней истории. 16-миллиметровая камера изобретателя-новатора Лепренса, художественно-техническое училище, которое основал герой, патентное бюро, история с ним. А позже начинается расследование таинственного исчезновения, достойного пера Агаты Кристи. Лепренс отправлялся из Дижона в Париж к брату в сентябре 1890 года, но так и не сошел с этого поезда. Ни его тело, ни его багаж так и не были найдены. За несколько недель до первого публичного показа фильмов и перед тем, как запатентовать в Великобритании новую камеру для последующей рекламы в США. В богатой на трагедии истории киноиндустрии, уверяет Уилкинсон, трагедия Лепренса была первой. Энтузиазм самого Уилкинсона, продолжающего доказывать, что самый первый фильм в истории кино был снят в его родном Лидсе, достоин отдельного изучения. А всех сомневающихся Уилкинсон отсылает и к «Википедии». в том числе, где есть статья о Луи Лепренсе.

«Послушай меня, Марлон» Стивена Райли – уникальный аудио-автопортрет выдающегося актера. Известно, что Марлон Брандо презирал социум и связанные со славой регалии, обладал крайне сложным характером и предпочитал всевозможным «звездным дорожкам» самокопание не без помощи сеансов гипноза и психотерапии. На «врачевателей мозга» актер потратил сотни тысяч долларов. В фильме использованы и архивные материалы, много кадров из знаменитых фильмов с Брандо, от молодости до преклонных лет. В личной жизни судьба, как известно, испытывала его; судебный процесс над сыном, самоубийство дочери, многочисленные разводы, постоянное внимание толпы, одиночество, добровольное затворничество…

«Лобстер» грека Йоргоса Лантимоса, на Каннском фестивале удостоенный Гран-при жюри, приза «Пальмовая собака» и Особого упоминания, стал одним из самых хитовых показов и на Бритфесте в России. Его, как и чувственную ретро-мелодраму «Бруклин», как и фильм о Брандо, как и «Леди в фургоне» про эксцентричную старушку (бенефис 80-летней Мэгги Смит), ставили на несколько дополнительных сеансов. И сейчас его еще можно увидеть в Москве, о прокатных же перспективах пока ничего не известно.

"