Posted 18 ноября 2014,, 21:00

Published 18 ноября 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:06

Updated 8 марта, 04:06

Ленинград в центре Москвы

Ленинград в центре Москвы

18 ноября 2014, 21:00
Короткая история оттепели 1960-х годов в Мультимедиа Арт Музее представлена работами Всеволода Тарасевича. Выставка «Эпизод 2. Ленинград» проходит в рамках программ «Классика российской фотографии» и «История России в фотографии».

Работы Всеволода Тарасевича уже можно называть классическими. В советское время он публиковал свои снимки в журналах «Смена» и «Ленинградская правда», был фотокорреспондентом ЛенТАСС, во время Великой Отечественной войны работал корреспондентом в политуправлении Северо-Западного, а затем Ленинградского фронта и получил известность благодаря серии фотографий из блокадного города.

После войны он переехал в Москву, но часто бывал в родном городе в командировках. И пока в столице готовился процесс Андрея Синявского и Юлия Даниэля, а в Ленинграде начинал свою литературную карьеру Андрей Битов, корреспондент агентства печати «Новости» Всеволод Тарасевич на улицах бывшего Санкт-Петербурга снимал обычных людей. Герои его фотографий были так же далеки от «уютного» литературного шестидесятничества Москвы, как и от неофициальной культуры их собственного города. У них не было «ностальгии по-настоящему», они просто наслаждались всем, что их окружало. Летний сад, Аничков мост, Казанский собор, памятник Барклаю-де-Толли и Крузенштерну и, конечно, Невский проспект – эти исторические места запечатлел фотограф в момент их подлинной жизни, когда они наполнены счастливыми людьми.

Люди, по задумке автора, принципиально свободны от всяких требований: нет ни постановочных поз, ни продуманных жестов. В произведения искусства эти снимки превращают не модели, а контрастный свет и композиция, выстроенная вокруг центрального элемента. Этим элементом тоже становятся люди: смело идущий навстречу камере старик на костылях, трое друзей на пустынном Невском, растерянная старушка в спешащей толпе. С помощью света Тарасевич переносит смысловые акценты. Одинокая девушка на ночной скамейке перестает быть центром сюжета, потому что фотографу важнее два старика, сочувственно наблюдающие за ней. Именно их лица освещены фонарем, а девушка сливается с окружающей средой. Довольно тривиальная история о счастливой матери, несущей на руках ребенка, превращается в находку автора – он снимает ее в толпе, где все идут с опущенными головами и оттого лица оказываются в тени, а она смотрит прямо и оказывается на свету.

Большинство работ не имеет названия, потому что они – импровизация, некоторые объединены в серию «Невский проспект». Нетрудно догадаться, где они были сняты, но фокус не в этом. Главное – как неожиданно оживает проспект, описанный еще Гоголем в одноименной повести. Он оживает в лицах стариков, разворачивающих на ходу утреннюю газету, в позах людей, выгуливающих под дождем еще белого пуделя, в улыбке женщины, читающей журнал «Юность». Ту самую легендарную «Юность», в которой публиковались Василий Аксенов и Михаил Зощенко и в которой самому Тарасевичу работать не приходилось.

В некоторых работах чувствуются отголоски советского кинематографа «оттепели»: как сюжетов, так и приемов. Безыскусно счастливые люди из «Я шагаю по Москве» и «Июльского дождя» улыбаются не потому, что их снимает камера, а потому, что не улыбаться не могут.

На выставке представлено не так много работ Тарасевича, нет знаменитых военных фотографий и социальных репортажей – исключительно эпизод из жизни города в определенный период времени. Но даже этот маленький отрывок из большой поэмы о Всеволоде Тарасевиче упускать не стоит. Устроить себе небольшую экскурсию по старому Ленинграду можно до 14 декабря.

"