Posted 18 ноября 2012,, 20:00

Published 18 ноября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:19

Updated 8 марта, 05:19

«Мы перекроем дороги!»

18 ноября 2012, 20:00
Министерство культуры РФ признало Екатеринбургский государственный театральный институт (ЕГТИ) «неэффективным» и, судя по предварительной информации, планирует присоединить его к Уральской консерватории. Об этом в субботу сообщил в своем блоге Николай Коляда – создатель и художественный руководитель «Коляда-театра», пр

На данный момент руководство театрального института еще не получило официальной информации от властей. Но решение уже принято: 14 ноября состоялась межведомственная комиссия в Министерстве образования, на которой ЕГТИ был занесен в список «неэффективных вузов», подлежащих реорганизации. При этом все региональные представители, в том числе министр образования Свердловской области Юрий Биктуганов и ректор Южно-Уральского государственного университета Александр Шестаков отстаивали свой институт. Однако представитель министерства уверенно поставил подпись в графе за реорганизацию. Почему выбор пал именно на ЕГТИ, единственный федеральный театральный институт от Ярославля до Владивостока, а значит, учрежденный непосредственно Министерством культуры РФ, непонятно. О своей дельнейшей судьбе в институте тоже пока не знают, но среди сотрудников ходят слухи, что его в виде факультета присоединят к консерватории, при которой он когда-то возник в качестве факультета, а позже стал существовать отдельно. Но тогда на факультете было 20 человек, сегодня же в ЕГТИ порядка 600 студентов и сотрудников. Однако всех больше удивляет не сам факт «неэффективности» института, а критерии, по которым он был таковым признан. Первый – «образовательная деятельность», а именно средний балл за ЕГЭ, с которым студенты поступили на очное отделение. Следующий – «международная деятельность» – это процент иностранных студентов, закончивших вуз в 2011 году.

До необходимого минимума театральный институт не дотянул совсем чуть-чуть: не хватило трех баллов ЕГЭ и 0,1% иностранных студентов. Также министерство учитывало и финансирование научных работ. О какой научной работе может идти речь в творческом институте, неясно, и кто ее должен финансировать в федеральном вузе – тоже большой вопрос. Но даже здесь до определенного министерством стандарта (достаточно высокого: 50 тыс. рублей на человека) немного не хватило. Этого тем не менее оказалось достаточно, чтобы счесть деятельность ЕГТИ безрезультатной и реорганизовать его.

По словам проректора театрального института Анны Глуханюк, порядка 93% выпускников работают по специальности во всех театрах региона. Более того, бывшие студенты ЕГТИ, ныне состоящие в труппе «Коляды-театра», не раз становились лауреатами «Золотой маски» и других театральных премий. Это, однако, критерием «эффективности» в Москве не сочли. Региональные министры образования и культуры уже отправили письма своим московским коллегам с просьбой пересмотреть решение. Поддержала театральный институт и Ассоциация театров Урала.

Известный режиссер, преподаватель Театрального института Николай Коляда сказал корреспонденту «Новых Известий», что он и его студенты готовы, если придется, выйти на улицу с плакатами. «Мы перекроем дороги, устроим забастовки, все, что угодно, потому что допустить закрытие института нельзя ни в коем случае! Вчера у меня было занятие со студентами-драматургами, – рассказывает г-н Коляда, – и вдруг мне звонит Бабенко, ректор Театрального института, и совершенно упавшим голосом говорит: «Беда случилась, Коля. Нужна твоя помощь». Дальше я заниматься не смог, сердце оборвалось, и руки опустились. Мои студенты чуть не плакали. Потому что куда идти человеку, например, из Нижнего Тагила, куда поехать учиться на артиста? В Москву? Туда только билет на самолет стоит 12 тысяч. И что получается, сидеть им в своей деревне, коров доить?! Обидно, просто слов нет. Но мне все-таки кажется, что здесь дело не в институте, а в том, что в его распоряжении роскошное здание в самом центре города, современное общежитие неподалеку и огромный учебный театр, бывший ТЮЗ. Все здания институт получил во время перестройки в полуразрушенном состоянии, а сейчас, когда город застраивается офисами, у каких-то скоморохов в самом престижном районе города такие большие помещения! Кому-то они просто приглянулись».

"