Posted 18 ноября 2009,, 21:00

Published 18 ноября 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:26

Updated 8 марта, 07:26

«Спасибо, что вы слушали все это»

«Спасибо, что вы слушали все это»

18 ноября 2009, 21:00
Спустя 12 лет после «Наутилуса Помпилиуса» вторая отечественная супергруппа, рожденная в Свердловске, прекращает свое существование. Во вторник в спорткомплексе «Олимпийский» в рамках прощального тура «Эпилог» «Агата Кристи» сыграла свой последний сольный концерт в Москве. С момента объявления о распаде (это было еще з

Сравнения с «Наутилусом» напрашиваются сами собой: обе команды рождены в Свердловске, обе стали суперпопулярными еще в Советском Союзе, обе завершают свою деятельность большим туром по стране. Однако в этих двух прощаниях есть принципиальная разница: Вячеслав Бутусов в 1990-е «утонул» в кадровом вопросе, в группе были противоречия, последний альбом «Наутилуса» был фактически сольником Бутусова. В «Агате Кристи» явных противоречий нет – по крайней мере, они не выходят на поверхность и остается лишь поверить на слово Самойловым, еще в феврале этого года объяснившим в интервью «Новым Известиям», что «мы – люди творческие, нам хочется творческой свободы». Тогда же Вадим сообщил, что «вместо одной «Агаты Кристи» будут как минимум два новых проекта от Глеба и от Вадима, точнее сказать о них пока сложно». «Мы не кокетничаем, мы действительно еще не знаем, что будет после «Эпилога», – сообщил журналистам во вторник перед выходом на сцену «Олимпийского» Вадим Самойлов.

На вопрос «НИ», что братья будут делать, если соскучатся по стадионным концертам, хоровому пению и бешеному энергообмену с публикой, Глеб сообщил, что «в клубах на тысячу или две тысячи человек энергообмен может быть не менее яростным». Вадим же посетовал, что «во дворцах спорта мы менее подвижны, меньше возможностей для импровизаций, а на маленьких площадках все происходит оперативнее и искристее».

Еще один крайне важный момент в истории с прощанием с «Агатой Кристи» состоит в том, что прощание это совмещено с новой концертной программой под названием «Эпилог», а потому отчасти является презентацией нового материала и не воспринимается трагично. Как бы там ни было, музыкальная общественность, похоже, уже переварила тот факт, что на большой сцене из всего свердловского рока останется только «Чайф».

Первой частью концерта братья Самойловы показали, что они и, правда, намерены заниматься чем-то своим. «Олимпийский», утомленный малоизвестными и новыми песнями из программы «Эпилог», откровенно скучал. Разве что некоторые строчки напоминали о поводе, по которому все собрались: «Я бы хотел умереть красиво, но, может, не умрем», «Жаль, что кончается все, что хотелось хранить», «Мы ушли отсюда» и так далее. Даже относительно известные вещицы «Ты и я» и «Ураган» не поменяли атмосферу в зале. Оставалось лишь наблюдать за тем, как ловко поет Вадим Самойлов, почти весь концерт не вынимавший сигарету изо рта, и за сценографией, которая, надо отдать должное, была на высоте. Двухъярусная сцена, на втором этаже которой разместились клавишник и ударник, а внизу – Самойловы, безусловно, была удачной находкой для «Агаты Кристи». Ну а глядя на массу двигающихся светящихся конструкций и экранов огромной величины, вспомнилось минувшее «Евровидение».

Небольшое движение началось на песнях «Секрет» и «Вольно». Некоторые из старых песен (например, «Моряк») были исполнены в измененной, более «веселой» аранжировке (кстати говоря, последний альбом, который пока еще только находится в работе, будет содержать сразу 35 песен, в том числе перезаписанные старые, потому что музыканты хотят этой записью «показать то состояние, в которое мы уходим как «Агата Кристи»). Вообще, создается ощущение, что усталость братьев Самойловых объясняется в том числе усталостью от постоянной «депрессухи», которая сопровождает каждую их песню. Депрессивны не только «агатовские» тексты, но и музыка. Хотя в итоге, с психологической точки зрения, их произведения остаются для многих способом выброса той самой негативной энергии, которая копится внутри.

Явно надоел «Агате» и «наркотический» ореол. Глеба, когда-то ходившего по закулисьям с хронически мутным взором, а теперь похожего на образцового джентльмена, даже накануне прощального концерта журналисты терзали вопросами о наркотиках. На взлете команда часто позволяла себе сочинять тексты, в которых присутствовали то опиум, то гашиш, и получалось красиво. «Опиум для никого» по сей день остается для многих лучшей песней «Агаты Кристи». Многие ждали, что ею Самойловы завершат прощальный концерт, но «Опиум» прозвучал даже раньше, чем команда вышла на бис.

Прочие главные хиты («Черная луна», «Два корабля», «Ковер-вертолет», «В интересах революции», «Я на тебе как на войне») шли во второй части концерта нон-стопом. Девушки, которых среди фанатов «Агаты» всегда было большинство, в гордом одиночестве выписывали на танцполе плавные движения, парни жгли файеры, никто не рыдал, все улыбались. Одна девушка сидела на коленях лицом к сцене, как будто молилась и при этом странно так смеялась. Ну кого-кого, а странных людей на «Агате Кристи» всегда хватало.

Выход на бис на прощальном концерте – это, конечно, что-то сакральное. Как бы скептически не относиться к уходу группы в небытие, все равно ощущаешь, что еще минут 15 – и все. Для бисов Самойловы выбрали песни из ранних альбомов – «ХалиГалиКришна», Viva Kalman, «Сказочная тайга»... «Время пришло, и захлопнулась дверь...» – в какой-то момент показалось, что песня «Дворник», которая так начинается, станет завершающей... После нее большой экран отгородил музыкантов от зрителей, однако залу предстояло услышать еще одну вещь – спокойную и лирическую «Буду там», которая тоже начинается с прощания: «До свидания, малыш, я упал, а ты летишь». Кстати говоря, в этом отношении у Самойловых был огромный выбор – чего-чего, а всевозможных прощальных строчек с налетом скорби и тоски в их песнях предостаточно.

Надо отдать должное музыкантам, они не стали нагонять в свой последний концерт лишнего пафоса и выбивать из публики слезу. Хотя могли бы – и нет сомнений в том, что это было бы красиво. Минимум слов, немного исторических фотографий на большом экране – вот, пожалуй, и все, чем этот концерт отличался от обычного. И публика на трибунах даже позволила себе не слишком приличный для последнего концерта жест – потянулась к выходу еще до окончания. Ну а единственное, что Вадим Самойлов произнес в микрофон «по поводу», было: «Спасибо, что вы слушали все это все эти годы... Прощай, Москва».

"