Posted 18 октября 2010,, 20:00

Published 18 октября 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:48

Updated 8 марта, 06:48

Унца-унца-Кустурица

Унца-унца-Кустурица

18 октября 2010, 20:00
Эмир Кустурица, как известно, не только режиссер, но еще и гитарист в собственной группе The No Smoking Orchestra. Музыкальный проект серба, разумеется, не так известен, как его фильмография, да и культурную ценность представляет куда меньшую. Тем не менее шоу, которое устраивают его музыканты в Москве, всякий раз подн

Кустурица стал на прошлой неделе одним из главных мировых ньюсмейкеров. Серб вынужден был освободить место члена жюри турецкого кинофестиваля «Золотой апельсин» после того, как его стали обвинять в… геноциде (!) боснийских мусульман. Тем не менее со своим некурящим оркестром он в Анталье выступить успел. Собственно, музыкальный коллектив Кустурицы как раз и хорош как сайд-проект для тех же кинофестивалей. Это некая режиссерская «фишка», выросшая из хобби. И, надо признать, серб выглядит более эффектно, нежели наши актеры, которые один за другим стали обзаводиться своими музыкальными группами.

Однако в России коллектив Кустурицы, похоже, начинают переоценивать. Регулярные успешные гастроли кинорежиссера-гитариста, безусловно, не могут не радовать его самого, но, кажется, объективно, с музыкальной точки зрения они не вполне оправданны. Особенно хорошо это стало заметно в нынешний приезд, когда между концертом The No Smoking Orchestra и концертом Горана Бреговича, который написал всю лучшую музыку к фильмам Кустурицы, прошло всего два дня. У Бреговича во главе угла всегда стоит музыка, у Кустурицы – шоу и спецэффекты. Кроме того, музыкальная команда режиссера перерабатывает традиционную балканскую музыку и пытается играть ее в рок-ключе, в то время как Горан остается верным фолку.

Главный шоумен The No Smoking Orchestra – Неле Караджилич, невысокого роста мужчина, выполняющий роль MC, то есть активно общающийся и заводящий зрителей. На этот раз Неле вырядился в костюм Бэтмена голубого цвета и стал не только бегать по спинкам кресел, но и забрался на второй этаж клуба, подтянувшись из партера на руках. Под стать главному заводиле были и остальные музыканты – один вышел в шляпе-цилиндре и плаще, второй – в форме матроса, третий вырядился пилотом. Ну а Эмир Кустурица, как водится, в этом балагане был самым неприметным в серенькой толстовке, мешкообразных штанах и белых кроссовках. Уже перед второй композицией – Unza Unza Time – мешкообразный культовый режиссер выстроил весь свой балаган и стал им дирижировать. Правда, остался в центре ненадолго: вскоре снова ушел в тень, отдав зал на растерзание Караджиличу, который, впрочем, время от времени выказывал всяческие «респекты» своему скромняге-боссу, называя его, к примеру, Эмиром Клэптоном.

Короткая пробежка по фильмографии Кустурицы (песни из «Жизни как чудо» и «Черной кошки, белого кота») тоже сопровождалась шоу: скрипач-«пилот» накрыл Кустурице голову тряпкой, и тот играл на гитаре вслепую. Оркестр Эмира отличается не только веселым нравом, но и социально-политической направленностью. Особым успехом у нашей публики пользовалась песня Fuck You MTV. Ключевые слова народ с радостью кричал хором. Когда же преисполненный энтузиазма Неле предложил для лучшей рифмы кричать Fuck You USA, от смеха не удержались даже охранники.

Фишки-мульки продолжались нон-стопом. Вот Кустурица достал буденовку и надел ее на голову, вот Неле пошел в зал вербовать девушек на подтанцовку, вот между песнями зазвучали проигрыши из рок-классики и киноклассики... Сцена превращалась и в боксерский ринг, и в цирковую арену. Даже техник группы может запросто выйти и принять участие в этом безумном действе. Как только не изгалялись музыканты над смычком, в итоге принесли из закулисья смычок огромных размеров, по которому сначала «пилот» водил своей скрипкой, а затем Кустурица – гитарой. Словом, балаган, да и только (хотя, надо признать, большую часть этих «фокусов» Москва уже видела во время предыдущих визитов оркестра).

Бедлам заканчивается «Подмосковными вечерами» и плавно переходит в классическую балканскую песню «Бубамара», которую накануне Горан Брегович не сыграл в «Крокус Сити Холле», хотя в его репертуаре она значится. Неужели у двух коллективов существует пакт о разделении творческого наследия?

В завершение Неле в свойственной себе манере представил коллектив. Кого-то назвал Иваном Грозным, кого-то Слободаном Милошевичем, себя – Андреем Аршавиным. И только Эмир свет Кустурица остался самим собой. Намек понят: он вполне вписывается в этот «скромный» ряд.

"