Posted 18 октября 2006,, 20:00

Published 18 октября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:00

Updated 8 марта, 09:00

Бомжи, высотки и прошлогодний снег

Бомжи, высотки и прошлогодний снег

18 октября 2006, 20:00
В понедельник состоялось награждение участников конкурса «Серебряная камера» на лучший фоторепортаж о Москве. По итогам церемонии, проходившей в Центре оперного пения Галины Вишневской, были вручены премии в трех номинациях – «События и повседневная жизнь», «Архитектура» и «Лица».

Работы фотолюбителей и профессиональных фотографов выставлялись в Манеже под кодовыми номерами и подвергались беспристрастной оценке жюри под председательством Ольги Свибловой – директора Московского дома фотографии. Зрители также имели возможность беспристрастно голосовать за понравившуюся серию как на самой выставке, так и на интернет-странице МДФ.

По словам организаторов конкурса, фотожурналистика и тем более так называемая street-photography – сфера, менее всего поддерживаемая заказчиками и изданиями. В отличие от рекламной, fashion- и арт-фотографии, фоторепортеры не пользуются сегодня особым успехом. А ведь именно такого рода фотография помогает сохранить историю города и страны в целом. Бесконечная Москва с бесконечными ее жителями – вот то, что на этот раз предстало на неожиданных, смелых, притягательных и шокирующих снимках участников конкурса.

В объектив фотографов, представленных в номинации «Архитектура», столица попала массой разнообразных обликов, но один все же преобладал – это образ города, который никогда не стоит на месте. Москва отражается в реках и зеркалах автомобилей, горит огнями высотных зданий, строится и разрушается, но все же движется вперед и вверх. Лучше всех это явление показал Олег Паршин, получивший Гран-при за серии «Строительство «Москва-Сити» и «Вид на Москву с дома «Коперник» (приз правительства Москвы в размере 5 тыс. долларов). Его космополитичные работы дополнились завораживающими «Отражениями» Ильи Кейтельгиссера, сверкающей «Ночной Москвой» Игоря Охременко и простой арифметикой московских дворов, вошедшей в серию «Дважды два» Павла Кузнецова. Эти авторы получили призы от компаний-спонсоров.

Номинация «События и повседневная жизнь» отличалась острой современностью и актуальностью. Жюри оценило и явившееся на снимках Глеба Косорукова закрытие сцены Большого театра в серии «Последние дни», и «Тяжелое дыхание» беспощадной московской зимы, услышанное «продавшим прошлогодний снег» Игорем Мухиным. Главный же приз получила Людмила Зинченко, запечатлевшая всевозможных обитателей площади Европы возле Киевского вокзала.

Работы из номинации «Лица», в свою очередь, дохнули резким контрастом. Здесь отметили и оптимистичных студентов, корчивших рожицы на снимках серии «Авторизуй меня!» Ивана Куринного, и усталые глаза пассажиров автобусов и трамваев из серии «За стеклом» Александры Катьер. Особенно шокировал зрителей Георгий Первов: на его работах – старые калеки, ребенок-инвалид и череда антисоциальных личностей, – а все, по словам фотографа, «люди как люди». Однако первенство все же отдали «отцам» или, вернее сказать, «дедам» – тем, кто сделал в своей жизни многое и, может, даже больше, чем от него требовалось, и теперь смотрит со снимка благородным и мягким взором. За эту серию, названную «Уходящее поколение», приз вручили гуру фотографии и преподавателю факультета журналистики МГУ Владимиру Вяткину.

Последний из лауреатов с улыбкой пригрозил со сцены, что в следующий раз все премии конкурса будут принадлежать новому поколению – его студентам и студенткам. Разрушить такую надежду сложно: молодым фотографам гораздо проще увидеть мир по-новому, не оглядываясь на стереотипы. Впрочем, результат уже есть: среди победителей «Серебряной камеры» две трети начинающих репортеров. Жюри, определив молодого автора как «фотографа до 30 лет», учредило специальный приз. Ясно одно: они и есть настоящая опора той самой репортажной urban photography, за которую старики вряд ли когда-либо возьмутся – эти мальчики и девочки, жадно блуждающие по московским улицам с камерами в руках и торопливо жмущие на кнопку, радуясь интересному кадру.

"