Posted 18 сентября 2013,, 20:00

Published 18 сентября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:43

Updated 8 марта, 04:43

Беги, рабочий, от станка

Беги, рабочий, от станка

18 сентября 2013, 20:00
Выставка «Ноль-перфоманс. Скромное обаяние кризиса», подготовленная швейцарским куратором Мириам Варадинис, собрала последние работы европейцев, в которых беспощадной критике подвергается капитал и нынешние «производственные отношения». Оказывается, есть замечательный выход из порочного круга чистогана – стать современ

То, что «не в деньгах счастье» и «от работы мухи дохнут», мы, россияне, знаем как никто другой. Но чтобы в это искренне поверили швейцарцы или, скажем, голландцы, должен был всерьез шарахнуть глобальный кризис. Вот только тогда обнаружилось, что за фасадом благополучия прячутся демоны страха и агрессии. Правительства резко поправели и теперь недобро зыркают на мигрантов, в которых раньше души не чаяли. Художникам ничего другого не оставалось, как срочно полеветь, – так, в Европе (да и у нас тоже) неожиданно возродились перфоманс, акционизм и общественно значимые арт-жесты.

Самой основательной и знаковой работой, созданной в этой пост-кризисной атмосфере, на выставке выступает видео группы Chto Delat. Российские художники разыграли ситуацию, когда нелегальные мигранты укрываются от властей не где-то в трущобах, а в музее современного искусства (если быть точным, в голландском музее – символе свободомыслия). Местами кино, притворяющееся документальным, выглядит гомерически смешно (там, где актеры-гастарбайтеры в силу своего понимания современного искусства изображают некий перфоманс среди арт-объектов). Но по большей части ситуация увязает в долгих разговорах: хватит ли духу у музейщиков «сдать» непрошенных гостей? Насколько они либеральны, чтобы принять новый порядок вещей?

Словесное марево и двуличие, затмевающие суть событий, стали главной темой инсталляции мексиканца Артуро Эрнандеса Алкасара «Черная память». Он выкрасил черной копотью обложки газет, выбранные за последние 20 лет (в том числе и московских). Вот-вот должна разразиться экономическая катастрофа, а на первых полосах прессы – сплошь светские сплетни и фанфары по самым ничтожным поводам. Рядом с черным «призраком, который бродит по Европе» (подзаголовок работы мексиканца), немецко-швейцарские художники пишут новый текст гимна на музыку «Интернационала» и разучивают его с добровольцами. Наконец, буквально по Марксу, тот же Алкасар «расчеканивает монеты» – превращает металлические деньги разных стран в стертые болванки.

Если в первой части экспозиции ставится диагноз экономической болезни, во второй прописываются противоядия. Лучшее среди них – не работать, исключить себя из гибельного обмена. Потому и пишет Младен Стилинович «Похвалу лени», манифест «свободных духом». Словак Роман Ондак наклеивает на стену сотни стикеров со словами «Дедлайн перенесен на завтра» – значит, совершенно некуда и незачем торопиться. Наконец, чешка Катерина Шеда устраивает для жителей небольшого села Бедриховице, вынужденных ежедневно ездить в город на заработки, оплаченный выходной (с условием, что эти жители реально не станут работать, а посвятят день радостному общению).

Нужно сказать, что при радикальности идей и задумок вся выставка производит умилительное впечатление. Здесь нет надрыва лучших из наших перфомансов (Pussy Riot). По залам ходишь, словно по коридорам дорогой реабилитационной клиники: устал от кредитов – не волнуйся, художники тебя утешат. И действительно, коли чешская художница находит где-то деньги на глубоко абсурдистский выходной для всей деревни, не все так плохо в европейском королевстве.

"