Posted 18 сентября 2013,, 20:00

Published 18 сентября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:43

Updated 8 марта, 04:43

Строптивая будет укрощена

Строптивая будет укрощена

18 сентября 2013, 20:00
На Исторической сцене Большого театра прошел сбор труппы, посвященный началу 238-го театрального сезона. Присутствовали министр культуры РФ Владимир Мединский, новый генеральный директор театра Владимир Урин и вернувшийся из европейской больницы худрук балета Сергей Филин.

Интерес к сбору труппы был необычайным. Все ярусы огромного зала оказались заполнены. Создавалось впечатление, что журналистов в зале было больше, чем работников театра. «Такое количество камер я видел только на встречах с президентом», – заметил Владимир Урин. Свое выступление он начал с обзора достижений прошлого сезона, особый упор сделав на успешные – и по реакции британской публики, и по отзывам критики – гастроли балета в Лондоне. Урин опроверг сведения из «осведомленных» источников, согласно которым одна из балетных премьер будет отменена, и посмеялся над легковерием журналистов, доверяющих околотеатральным слухам. «На днях я прочитал, – иронически сказал директор, – что по моему распоряжению нетворческие работники театра якобы будут ездить на зарубежные гастроли за свой счет. И подумал: какая богатая идея! Почему бы и артистам не ездить выступать за свой счет?» Директор призвал прессу получать информацию не из «источников, приближенных к Большому театру», а из самого Большого театра. «Мы будем предельно открыты», – пообещал Урин. Открытость обещана и в отношениях с коллективом. «Какие решения я бы ни принял, сидя в кабинете, они будут бесполезными, если коллектив не будет понимать их смысл», – сказал гендиректор. Он намерен в ближайшее время встретиться с артистами оперы, хора и миманса, как он встречался с балетными исполнителями.

«Решение возглавить Большой театр я принял неожиданно», – заявил Урин. «Еще недавно не думал покидать Музыкальный театр, которому отдано 18 лет. Понимаю, и это не поза, какой груз ответственности взвалил на свои плечи. Могу повторить свои слова: революций в театре не будет, но это не означает, что не будет каких-то решений, в том числе и кадровых». Кстати, кадровое решение (второе после нашумевшего непродления контракта с начальником отдела репертуарного планирования Михаилом Фихтенгольцем) уже принято: руководитель Молодежной оперной программы Дмитрий Вдовин назначен еще и заместителем заведующего оперной труппой. Сама программа будет расширяться, в ней, по словам директора, появятся не только певцы и музыканты, но и дирижеры с режиссерами. А решения о новых оперных спектаклях будет принимать руководство оперы вместе с директором.

Больше всего аудитория ждала выступления художественного руководителя балета Сергея Филина. Когда Филин со шрамом на подбородке, в темных (светозащитных) очках появился в зале Большого театра, раздались аплодисменты. «Я очень рад вас видеть», – сказал худрук, и обыкновенная вежливость в его устах приобрела особое значение. Сидя в президиуме, Филин читал какие-то бумаги (видно, тезисы своей речи), демонстрируя тем самым реальное улучшение зрения. Правда, текст, как рассказывают в театре, был напечатан для него самым крупным шрифтом. Филин ни слова не сказал ни о своей болезни, ни о предстоящем суде над Павлом Дмитриченко. Он говорил только о творчестве. Но самим фактом выступления худрук дал понять, что, несмотря на необходимость дальнейшего серьезного лечения обожженных кислотой глаз, он намерен и впредь руководить балетным коллективом. Хотя, как поведал журналистам Владимир Урин, формально Сергей Юрьевич еще на больничном, и обязанности главы балета официально исполняет Галина Степаненко. Изменится ли такое положение дел, покажет время и врачи в Москве и Ахене, под наблюдением которых худрук продолжит лечение.

Филин озвучил названия премьер. Это, как и обещалось ранее, реконструкция старинного балета «Марко Спада» в постановке французского хореографа Пьера Лакотта, «Дама с камелиями» – сочинение европейского мастера Джона Ноймайера, и мировая премьера – «Укрощение строптивой», которую поставит глава Балета Монте-Карло Жан-Кристоф Майо. Как приглашенная солистка в спектаклях труппы выступит Диана Вишнева. Ожидается творческое возвращение – в том же статусе приглашенных звезд – бывших премьеров театра Натальи Осиповой и Ивана Васильева. Звездная пара станцует в «Дон Кихоте», а Васильев – еще и в «Спартаке». Восстановившись после травмы, серьезно намерен работать в Москве американский солист труппы Дэвид Холберг. Балет Большого театра будет гастролировать в Сингапуре, Париже и городах США.

Со списком оперных новинок ознакомили музыкальный руководитель театра Василий Синайский и заведующая оперной труппой Маквала Касрашвили. Первым делом возобновят «Летучего голландца» – вагнеровский спектакль мэтра европейской режиссуры Петера Конвичного, который несколько сезонов назад шел в Большом театре и был признан критиками одной из лучших постановок ГАБТа последних лет. Оперу Верди «Дон Карлос» приглашен поставить британский режиссер Андриан Ноубл. Отметив таким образом 200-летие двух великих европейских композиторов, театр займется Моцартом, к партитурам которого здесь не обращались уже давно. В афише появится опера «Так поступают все», увиденная глазами голландца Флориса Виссера.

После завершения официальной части Урина и Филина мгновенно атаковали журналисты. Пока Сергей Юрьевич в одном углу отбивался от вопросов о предстоящем суде над организаторами преступления с кислотой, в другом углу столь же громадная толпа с микрофонами и камерами окружила гендиректора. Отвечая на вопрос обозревателя «НИ», Урин, в частности, сказал, что его политика в области творческих кадров будет направлена на поддержку отечественного производителя.

«Если ту или иную премьеру могут качественно спеть солисты Большого или российские певцы, то их будем приглашать в первую очередь. Но я не вижу ничего плохого в том, чтобы в «Онегине» танцевали солисты Штутгартского балета, а в балетах Баланчина – солисты «Нью-Йорк сити балет». Это носители стиля и языка». По поводу дороговизны театральных билетов Урин заметил, что это серьезная проблема, на которую многие жалуются, но, с другой стороны, высокая стоимость может, по мнению директора, сбить напор балетных спекулянтов, которые не смогут резко взвинчивать цены на и так дорогие билеты. Театр намерен связаться с московскими властями на предмет организации целевых спектаклей для малоимущих слоев населения. Цены на такие спектакли будут в три-четыре раза ниже обычных, распространять их, возможно, будут через органы социального обеспечения.

В тот же день Большой театр начал давать спектакли. Оперный сезон открылся «Пиковой дамой», за пультом стоял Василий Синайский. Балетные спектакли начнутся 27 сентября спектаклем «Лебединое озеро». В главных партиях – Светлана Захарова и Дэвид Холберг.

"