Posted 18 августа 2015,, 21:00

Published 18 августа 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:32

Updated 8 марта, 03:32

Роли исполняют

Роли исполняют

18 августа 2015, 21:00
На этой неделе завершилась выставка галереи IZO Art, которая представила ретроспективу афиш Театра имени Маяковского. 11 афиш из прошлого, самая ранняя из которых датируется 1925 годом, и 7 современных попытались проследить эволюцию театра на протяжении почти ста лет.

Девять старинных афиш на стене справа, современные афиши слева и «гвоздь программы» прямо по центру – авангардная афиша спектакля «Эхо» 1925 года, на которой красными буквами внизу читается: «Заведующий художественной частью: Вс. Мейерхольд». Художник – Виктор Шестаков. Большая, стильная – эта афиша захватывает смотрящего, как отдельное произведение искусства. Все остальное по сравнению с ней выглядит как-то бледно, исключая, пожалуй, современные афиши – с 2011 года, когда худруком театра стал Миндаугас Карбаускис. Рядом с работами художника Андрея Бондаренко здесь и афиши молодых авторов Тимофея Рябушинского, Екатерины Ширяевой, Полины Жежомы.

История афиш театра Маяковского – это очень эклектичная, смелая и богатая история смены названий коллектива, худруков, стилей, художников и направлений. Надо сказать, что развеска афиш на выставке не предполагала объединения их по временным периодам, галерея руководствовалась, скорее, тем, чтобы, грубо говоря, в одном углу не висело много красного цвета, а в другом – много синего. И напрасно, потому что как раз «много красного» в какой-то исторический момент выглядело бы красноречиво. Так что хронологию ретроспективы приходилось определять самостоятельно, постоянно перемещаясь от одной стены выставочного зала к другой и обратно.

1920-е годы и Театр Революции Всеволода Мейерхольда представлен единственной афишей спектакля «Эхо» (пьеса В. Н. Билль-Белоцерковского). Из 1930-х годов, самых сложных в истории театра, когда сменилось несколько худруков, тоже удалось найти всего одну афишу. Это белые буквы на красном фоне – афиша спектакля «Искусство карьеры», оформленного одним из самых интересных художников того времени Вадимом Рындиным. В этой афише уже виден общий стиль, который будет отличать театр и в последующих, 1940-х годах.

С 1943-го главный режиссер театра – Николай Охлопков, коллектив называется Московский театр драмы, и это название тянет за собой наклонный шрифт, написанный словно от руки. Возникает какая-то «мечтательность курсива» в белых буквах на голубом фоне в афише спектакля «Ромео и Джульетта» (кстати, в роли Джульетты тогда была Мария Бабанова), черные профильные силуэты людей за чашечкой кофе (спектакль «Леди и джентльмены»). Среди этого выделяются два огненно-красных пятна: афиши спектаклей «Сыновья трех рек» и «Дорога свободы», оба оформлены, конечно, Вадимом Рындиным.

В 1954 году появляется новое название театра: Московский театр имени Маяковского. Художник Евгений Коваленко находится в поиске стиля. Как бы «пустая» афиша спектакля «Садовник и тень» и арбузовская романтика в афише спектакля «Дальняя дорога» – очень разные, будто и разными людьми оформлены.

Две афиши из 1960-х годов работы Константина Кулешова, помещенные организаторами на «VIP-стене», рядом с авангардной афишей «Эха»: бело-голубая стильная афиша погодинской «Маленькой студентки» и схематичная – к спектаклю «Без обратного адреса» по пьесе Софронова.

С 1967 года главным режиссером театра становится Андрей Гончаров – и из этого периода на выставке также всего одна афиша: спектакль «Волшебный пароль». По ней можно понять две вещи: театр стал называться академическим (с 1964 года), и на афише появилось изображение лица Владимира Маяковского, точно такое же, какое мы видим на современных афишах, которые в этом театре в последнее время стали и сами практически произведениями искусства.

"