Posted 18 августа 2014,, 20:00

Published 18 августа 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:24

Updated 8 марта, 04:24

Старые песни о главном

Старые песни о главном

18 августа 2014, 20:00
В Стокгольме провели масштабный фестиваль в честь Барселоны, с обширной программой и дорогостоящими рок-звездами, как скандинавскими, так и испанскими. В качестве главного хедлайнера – мировая звезда, певец, автор песен и антиглобалист Ману Чао. Когда вы находитесь на ежегодном мероприятии под названием Stockholms Kult

«Стокгольмцы не любят шума. Ни в каком виде, – рассказывает об истории фестиваля творческий директор Клес Карлссон. – Поэтому когда в 1992 году в Стокгольме придумали уличный Water Festival, было много критики. Людям не нравилось, что перекрывают движение, что много рекламы и так далее. Однако событие становилось все более популярным». Water Festival, по словам Клеса, изменил отношение горожан к досугу: «Люди стали болтаться по улицам и пить пиво, чего раньше не было». И это тоже вызвало нарекания с разных сторон. Наконец решили «перепрошить» формат фестиваля и организовали действо с таким вот претенциозным названием – Стокгольмский фестиваль культуры. Идея, в общем, тоже не новая: объединить в многодневном марафоне кино, литературу («самая длинная книжная полка на свете» – фишка этого года), музыку, попсу, ремесла и бог знает что еще.

Надо сказать, что город Стокгольм всегда очень серьезно относился и относится к двум вопросам, друг с другом совершенно не связанным. Первый: как повысить туристическую привлекательность. Второй: как тут всем ужиться, в смысле эмигрантам, сексменьшинствам, нацменьшинствам и так далее. Проблема, актуальная для всей Западной Европы. Фестиваль к этому подошел так: в 2006 году придумали сквозную тему – «Бразилия» и собрали мощный лайн-ап из зарубежных звезд. «Чтобы сплотить разных жителей города», – пояснил г-н Карлссон. Идея сквозной темы оказалась жизнеспособной: каждый год что-то новенькое, артисты, темы, идеи на любые вкусы. А также, организовывая каждый год бесплатную многодневную гулянку на площадях города, обкатали всякие санитарные и экологические технологии. «Устойчивое развитие» – на этом городские власти просто помешаны.

В этом году возникла тема Барселоны: как это часто бывает у организаторов фестивалей и концертных промоутеров, количество контактов родило общую идею. Столица Скандинавии (так официально позиционируют Стокгольм) и столица Каталонии – казалось бы, что у них общего? Достаточно побывать там и там, чтобы заметить одни различия: дорого/дешево, воруют/спокойно, шумно/тихо и так далее. Тем лучше, потому что, например, «у них есть уличная культура, которой совсем нет у нас», – соглашается Клес Карлссон. И вот, несмотря на разницу менталитетов, оказалось, что скандинавы с каталонцами очень хорошо «монтируются».

Иногда вообще не сразу было понятно, чья группа – ибо везде национальная мешанина, выходцы из Африки, Латинской Америки и европейцы. Как в Sousou & Maher Cissoko или Herencia De Timbiqui. Утрированно шведских артистов было мало. Ветеран местной рок-сцены, исполнительница на «Хаммонд-органе» Мерит Хемингссон представила оригинальную программу, где изящно соединился семидесятнический прогрессив-рок со шведскими фольклорными мотивами. Главная попсовая приманка для местных – актриса и певица Эдда Магнассон в проекте с кроссовер-оркестром Modern Fantazias. Ханс Эк – дирижер без комплексов, заставляет свой коллектив играть все, от Баха до Кейджа. За брутальность местной сцены ответили парни из группы Hoffmaestro. Достаточно бессмысленный рок с электроникой – просто «попрыгать».

Наконец, главный хедлайнер. Мировая звезда из Барселоны, певец, автор песен и антиглобалист Ману Чао. Когда он получил приглашение на фестиваль, первым делом затребовал список спонсоров. Внимательно изучил его и решил: да, спонсоры что надо – экологичные, не глобалисты и вообще про «устойчивое развитие». Ману Чао наотрез отказался давать интервью и вообще как-либо взаимодействовать с прессой. Что для артиста, у которого давно не было ни хитов, ни альбомов, ход нетривиальный. Но его здесь ждали. За час до полуночи площадь Gustav Adolfs забита, собрались примерно 20 тыс. человек. До того часа полтора лил дождь, уже не очень тепло, но атмосфера разогревается за считанные минуты. Чао с крепкой командой – гитара, ритм-секция, два духовика – играют мегамикс из всех известных песен. Que Horas Son Mi Corazon перетекает в Bongo Bong (без французского куплета), к ним же пристыкована Que paso que paso? Me Gustas Tu и далее в том же духе. Ману Чао – из тех артистов, кто реализует на практике старый принцип «новые песни пишет тот, у кого старые плохие». А эти – прямо вечные какие-то. Хотя переаранжированы более в стиле «латино». King Kong Five, старый хит группы Mano Negra, смягчили и тоже приспособили под общую звуковую картинку. Ману, до того обходившийся без какого-либо конферанса, под занавес разразился прочувствованной речью в духе «мы – вместе».

"