Posted 18 августа 2014,, 20:00

Published 18 августа 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:24

Updated 8 марта, 04:24

Режиссер-мультипликатор Аида Зябликова

Режиссер-мультипликатор Аида Зябликова

18 августа 2014, 20:00
Многие советские дети полюбили муми-троллей не только по книге, но и благодаря отечественному трехсерийному кукольному мультфильму-экранизации «Муми-тролль и комета». Этот мини-сериал создавался на студии «Союзтелефильм» («Экран»), и сегодня состав его участников поражает количеством звездных имен: Людмила Петрушевская

– Расскажите, пожалуйста, как создавался первый советский мультфильм о муми-троллях?

– Дело было в 1978 году. Я тогда работала на телевидении мультипликатором, и мне предложили снимать про муми-троллей. Это была первая моя режиссерская работа. Планировалось сразу сделать 3 серии, первую предложили мне, а вторую и третью отдали Нине Шориной. А на тот момент в СССР вышла только «Муми-тролль и комета», и книгу было очень трудно достать. Мы нашли в библиотеке единственный, затрепанный до дыр экземпляр, и получилось, что у нас одна книжка на двоих. В итоге мы стали ее переписывать… от руки. Это очень много дало. Когда ты читаешь книжку, ты следишь за общей мыслью. А когда переписываешь, то чувствуешь каждую ноту. Тут-то я и поняла, какая это великая книга. Как утонченно и подробно описывается история катастрофы, какие характеры… Это было прекрасно.

– А когда и как в этой истории появилась Людмила Петрушевская?

– Я сначала сама сделала сценарий, и тут редактор мне говорит: «А хочешь, я тебе приглашу автора, который напишет диалоги?» Этим автором как раз оказалась Людмила Петрушевская, на тот момент еще совершенно неизвестная писательница. И она сделала совершенно другой сценарий, где было очень много текста. Я расстроилась, поскольку, как мультипликатор, я-то как раз старалась от лишних разговоров избавиться, но стала делать какие-то немыслимые пируэты, чтобы увязать ее тексты с моими планами по драматургии. А еще у Петрушевской была песенка записана, я ее вставила, но слегка сократила. Потом же оказалось, что ей заплатили только за эту песенку. Она гневалась страшно. Я пришла, помнится, к главному редактору, она там сидела и как раз выражала свой гнев. Я перепугалась сначала, поняла так, что это я виновата, ведь это я не вставила песенку целиком… и вдруг она меня обнимает за плечи и говорит редактору: «Мы с Аидой не так богаты, чтобы вы нас грабили».

– Фильм озвучивали очень хорошие артисты…

– Потрясающие просто артисты: Зиновий Гердт, Рина Зеленая, а я еще выдумала себе Яковлева, который никогда до этого не играл в мультипликации. Я думала, что Снусмумрика может сыграть только Яковлев, потому что как раз посмотрела «Идиота», и его князь Мышкин произвел на меня колоссальное впечатление. Перед записью я волновалась страшно.

– Но ведь запись прошла нормально?

– Как сказать… Он пришел, я ему рассказала про книгу, про роль, он начал читать… совершенно голосом князя Мышкина. Я говорю: знаете, это гениально, но все же Снусмумрик – подросток, можно ли поотрывистей? В следующий раз он начинает читать, как подросток. Я говорю: теперь поромантичнее. И в третий раз он прочитал ровно так, как я это слышала, слово в слово… но потом, когда я послушала запись отдельно, поняла, что все не то. Что его теплый человеческий голос никак не сходился с куклой Снусмумрика. Я была еще неопытным режиссером и не умела отделять голоса от людей, поэтому не всегда удачно подбирала актеров.

– А были ли поводы для гордости?

– Да, я очень горжусь одним эпизодом. У нас композитором был тогда еще начинающий Алексей Рыбников. Мы с ним в это время дружили, потому что я занималась рисунком с его дочкой. И вот фильм мы уже снимаем, а музыки еще нет, она не записана. Ладно, думаю, ничего, потом подложу. Но в процессе спотыкаюсь о то, что у меня есть танец. Я в панике: как же снимать танец без музыки? Еду к Рыбникову, спрашиваю, существует ли хоть мелодия. Он говорит «да» и наигрывает мне ее на фортепиано. «Все понятно, говорю, 9 кадров». Возвращаюсь к мультипликатору Алле Гришко и говорю: «Алла, снимаешь танец на 9 кадров». Она: «Как 9 кадров? А музыка где?» «Музыки, говорю, нет, снимай на 9 кадров». А там мало того что танец, еще и Гердт должен напеть мелодию. Я говорю Гердту: «Музыки нет. Я вам простучу темп, а вы спойте в этом ритме». Он, конечно, удивился, но спел. Самое интересное, когда появилась музыка, все совпало. Вот так мы записали музыкально-танцевальную сцену без музыки.

– Как отреагировали дети, когда фильм появился?

– До детей дело долго не доходило. Я очень ждала, когда фильм покажут. Но не показывают. Неделю не показывают, другую. Проходит несколько месяцев. Наконец, я пришла в совершенную ярость, подбегаю к девушке, которая планирует мультипликацию в телесетке, и начинаю кричать: «Вы что, думаете, мы снимаем ради денег?» И тут она выводит меня в коридор и тихонько говорит: «Тут, понимаете, такое совпадение…» Оказалось, дело в том, что в это время вышла книга Брежнева «Малая земля». Мемуары. А в фильме муми-папа пишет мемуары. Это расценили как намек. Я настолько опешила – просто не знала, что сказать. Так что к тому моменту, как вышел первый фильм, я уже сделала два следующих.

"