Posted 18 августа 2013,, 20:00

Published 18 августа 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:42

Updated 8 марта, 04:42

Театр на Фонтанке открывает сезон постановкой культовой пьесы Брехта

18 августа 2013, 20:00
Театр на Фонтанке открывает сезон постановкой культовой пьесы Брехта

Петербургский Молодежный театр на Фонтанке вступает в новый сезон с премьерой – спектаклем «Последнее китайское предупреждение» по пьесе Бертольта Брехта «Добрый человек из Сычуани». Под названием «Добрый человек из Сезуана» она навсегда связана с Театром на Таганке, где безработного летчика Суна играл Владимир Высоцкий. Возможно, именно из-за очевидных параллелей художественный руководитель театра и решился изменить заглавие. Музыку специально для спектакля написал Игорь Корнелюк.

Последние несколько сезонов Семен Спивак часто задействует в спектаклях студентов со своего курса в Театральной академии: так, «Идиот 2012» – полностью «студенческая» постановка. В «Китайском предупреждении» же студенты играют семью из восьми человек. Из артистов основной труппы в спектакле заняты Петр Журавлев, Татьяна Григорьева, Екатерина Дронова, Алла Одинг, Ольга Феофанова. Заглавная роль досталась дочери режиссера Эмилии Спивак, впрочем, на глазах театрального Петербурга Эмилия действительно превратилась из «дочки режиссера» в сильную актрису. В «Предупреждении» она играет нежную китаянку Шен Де и ее вымышленного брата, грубого Шой Да. Играя противоположные темпераменты, Эмилия как никогда раскрыла свой актерский потенциал.

Декорации Владимира Фирера сделаны скромно, но со вкусом. Три больших лунных диска то появляются, то исчезают за спинами героев. В первом акте мы видим сказочный сюжет, который постепенно становится более жизненным. Проститутка Шен Де впускает в свою жизнь неких странствующих богов, что в корне меняет ее жизнь. Чем более сказочным становится действие на сцене, тем сильнее ожесточается характер Шен Де. Она оказывается хорошей актрисой, способной побороть свои нежные чувства. Антитеза – пожалуй, главный художественный прием Брехта, который Семен Спивак выразил с присущими ему стушеванными контрастами. Девичья сказка и дно жизни, фантастический Китай, где бродит ковбой Шой Да, костюмы далекого прошлого и «спортивки» с наушниками прекрасно уживаются на сцене. После второго акта «Предупреждения» спектакль близок к мелодраме, но третье действие, жесткое пластически и музыкально, исправляет это впечатление. Шен Де на пятом месяце беременности продолжает жить в образе Шой Да, не щадя себя.

Зная творческий стиль Семена Спивака, можно предположить, что он хотел не только отойти от канонического восприятия сюжета, но и намекнуть зрителю, что он делает последнее предупреждение. Каждый его спектакль призван воспитать зрителя, и, будучи руководителем театра с 1980-х годов, режиссер, похоже, недоволен темпами и результатами своей воспитательной миссии.

"