Posted 18 августа 2008,, 20:00

Published 18 августа 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:55

Updated 8 марта, 07:55

«А я все капал, капал, капал…»

«А я все капал, капал, капал…»

18 августа 2008, 20:00
В корпусе Бенуа Русского музея затеян масштабный и хулиганский водный аттракцион. Здесь только что открылась выставка «Власть воды». Идея красивая: вода, как метафора нашей жизни и как ее отражение, жизнь у воды в мифологии, легендах и сказках. Рафинированных эстетов может шокировать соседство Айвазовского, Кустодиева,

Художественные эксперименты Русского музея вызывают яростные споры. Можно ли выстраивать экспозицию только лишь на том основании, что на полотнах изображено два персонажа? Между тем на выставку «Двое» зритель ломился. Допустимо ли строить концепцию, отбирая картины по цвету? Но выставка «Красный цвет в русском искусстве» уже попала в историю. Музейщики всего мира одержимы идеей завлечь зрителя, и они все смелее начинают его развлекать, устраивая в храмах культуры аттракционы. Как ни досадно признавать, но ход этот абсолютно современный и выигрышный. Изруганное критиками «Трио теноров», обвиняемое в превращении высокого искусства в попсу, своими ариями на стадионах вызвало бешеный взрыв интереса к классической опере. Для того чтобы молодой зритель заинтересовался изобразительным искусством, на выставку его нужно завлечь и удерживать его драгоценное внимание, вплоть до эпатажа. Русский музей принялся одним из первых в России придумывать нестандартные способы развлечения зрителя. Что же касается выставки «Власть воды», то все самое «прикольное» во втором разделе.

Как рассказала корреспонденту «Новых Известий» заместитель директора Русского музея Евгения Петрова, экспозиция готовилась едва ли не целый год. «Мы сначала попробовали сделать небольшую подобную тематическую выставку во французском городке Эвиан, – говорит Евгения Петрова. – Учитывая близость Женевского озера и любовь жителей этого края к горным речкам и ручьям, ограничились подбором картин на тему пресной воды. А у себя в музее, конечно, решили сделать экспозицию масштабной. Основная идея отбора вещей для экспозиции заключалась в том, чтобы отразить архетипические темы, существовавшие на протяжении веков».

По классификации музейщиков, к таким темам относится вода как стихия и как созерцание, как миф и как трудяга. «Одних художников во все времена привлекало изображение бурь, ураганов, наводнений, вселенского потопа, – рассуждает Евгения Петрова. – Другие отражали нечто прямо противоположное – купание, омовение, отдых, созерцание. Третьи живописали воду в мифах, легендах, сказках. А сколько прекрасных сюжетов о рыбаках и моряках!»

По словам Евгении Петровой, еще одной задумкой кураторов выставки был отбор не хрестоматийных, а менее известных широкому зрителю картин. «Попросите назвать картину Репина, связанную с водой, – любой сразу вспомнит «Бурлаков на Волге», – говорит Евгения Петрова. – Но куда меньше знают его раннюю картину «Какой простор!», где Репин предстает как романтик. Потому «Бурлаков» на этой выставке нет, а «Какой простор!» – вот он, любуйтесь!» По тому же принципу, оказывается, нет в залах самой знаменитой картины Айвазовского «Девятый вал», зато из запасников извлечены давно не демонстрируемые работы художника на библейскую тему «Сотворение мира» и «Всемирный потоп» (1864 год).

А в той самой «завлекающей» современной части выставки просто разбегаются глаза. В отгороженных комнатках можно посмотреть видеоинсталляции и фильмы. К примеру, смонтированный из документальной хроники триллер о знаменитом ленинградском наводнении 1924 года. Ненавистники Петербурга с жадным злорадством могут увидеть его «гибель» – на их глазах вода «заливает» Дворцовую площадь и даже улицу Зодчего Росси! Это шутит фотограф Андрей Чежин в своей известной серии фотомонтажей «Невская купель». Вода – это, пожалуй, и водка, куда же без нее! Вот она-то, «огненная водица», представлена в работах московской художницы Татьяны Назаренко. Фанерные бутылки с этикетками имени известных и реальных персонажей – российских депутатов, мэров и прочих властителей дум – на кого-то наводят тоску, а кого-то приводят в безудержный восторг.

А вот и «Фонтан» Василия Цаголова. Эта инсталляция пугает и притягивает взгляды. Стоит обрюзгший подонок в характерной черной шапочке, с пистолетом, в приспущенных джинсах над телом пристреленной жертвы. Напоследок оскорбляет поверженного врага своей струей. Рядом добыча – сумка с пачками долларов. То ли фарс, то ли острый памфлет, клеймящий криминальную Россию. Где-то там, в Бельгии трогательный мифологический «Писающий мальчик», а у нас иные времена и иные «герои», которые нормальным людям кажутся мифом.

После всего увиденного с грустью смотришь на «митьковских» моряков в тельняшках, – эх, ребята, до чего мы с вами дожили! Но заканчивается вся эта «водяная история» вполне себе хеппи-эндом: разглядыванием мирных и трогательных цветных картинок в виртуальном бассейне. Вокруг булькает, капает, хлюпает, а ты себе разглядываешь все это водяное пиршество и снова начинаешь радоваться жизни. Критики прямо тут, в залах, вовсю ругаются – мол, не выставка, а свалка! Но, глядя на зачарованные толпы зрителей, бродящих тут часами, понимаешь – успех!

"