Posted 18 августа 2004,, 20:00

Published 18 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 02:22

Updated 8 марта, 02:22

Последний герой

Последний герой

18 августа 2004, 20:00
После строительного бума столицу поглотил бум разрушений и реконструкций. Сегодня вся околокремлевская зона превратилась в архитектурное поле боя: сгоревший Манеж, разрушенные гостиницы «Интурист» и «Москва», подписан указ о сносе «России». Следующий кандидат на снос – здание Центрального дома художника.

Программа «Золотое кольцо Москвы», принятая правительством еще в марте 2002 года и рассчитанная на 10 лет, предполагает превратить почти всю территорию вокруг Кремля в туристический Клондайк. В связи с этим реконструкция сейчас идет по двум направлениям: с одной стороны, «закольцовываются» все окрестные достопримечательности, в скором времени появится новая пешеходная зона, с другой – кардинально перестраиваются гостиницы.

Маршрут должен был начинаться от Манежа. Именно в 2002 году и решено было модернизировать выставочный зал – «помешал» пожар. По плану реконструкции центра столицы туристическое «Золотое кольцо» протянется к галерее Александра Шилова, которая под программу изрядно расширилась и стала прямым конкурентом Дому Пашкова. Дальше туристические потоки перетекают к галерее Ильи Глазунова, чье бирюзовое здание уже готово открыться к осени. После духовности Глазунова обязателен к осмотру храм Христа Спасителя – главный объект гордости московских властей. Не трудно заметить, что все достопримечательности «лужковского» Золотого кольца поставлены в альтернативу памятникам культуры федерального подчинения: Манеж с Неглинкой против Кремля, Шилов против Пашкова дома, Глазунов против Пушкинского музея. От храма туристическая тропа протянется к фабрике «Красный Октябрь» (которую, кстати, собираются превратить в культурный центр). По небольшому пешеходному мосту туристам предстоит пересечь стрелку Москвы-реки к монументу Петру Первому Зураба Церетели. По лужковскому плану, пораженные величием нового русского искусства, гости смогут оглядеть памятник в непосредственной близости. От Петра мостик перекидывается в Парк скульптур, примыкающий к Дому художника. Именно здесь сегодня и возникает главный камень преткновения.

Проблема в том, что Дом художника, как и «Россия», построен по всем канонам хрущевской панельной эстетики в брежневское время (5 ноября он будет отмечать 25-летие). О его несоответствии окружающей архитектуре говорят давно. Огромные площади ЦДХ используются сейчас едва ли на треть, здание давно требует капитального ремонта и модернизации. Однако разобрать этот серый монолит и возвести на его месте что-то более пристойное – вроде парижского Центра Помпиду – оказывается не так то просто.

От радикальных шагов московские власти удерживает тот факт, что ЦДХ принадлежит сразу трем владельцам: более 60% здания относятся к Третьяковской галерее (к федеральному учреждению), остальная часть площадей у Международной конфедерации союзов художников (правопреемника Союза художников), земля же принадлежит Москве. Получается все тот же замкнутый круг с московской и федеральной собственностью. Однако это не удержало три года назад Московский комитет по культуре от проведения конкурса на реконструкцию дома. Было представлено больше десятка проектов – один другого остроумней (предлагалось перекрыть ЦДХ призмой или вовсе «спустить» его на воду). Конкурс проводила Москва, но его результаты так и не были приняты мэром, администрацией ЦДХ, и главное – правительством РФ.

Так или иначе, именно этот объект сегодня оказывается самым слабым звеном в выстроенной Юрием Лужковым туристической цепи. Скорее всего, как раз он и будет следующей целью для радикальных жестов московских властей. В интервью «Новым Известиям» о судьбе ЦДХ председатель исполкома Международной конфедерации союза художников Масут Фаткулин сказал следующее: «Никто не может точно гарантировать, что мы избежим участи гостиницы «Россия». Все-таки мы стоим на московской земле, и всегда найдутся какие-нибудь оговорки для сноса или тотальной реконструкции. Когда московский комитет архитектуры в 2001 году проводил конкурс на изменение ЦДХ мы наряду с Третьяковкой, конечно, должны были войти в жюри. Но вся затея почти ни к чему не привела. Теперь, после распоряжения о сносе «России», можно ждать и радикальных решений. Насколько мне известно, официально на уровне мэра этот вопрос пока не поднимался». Сейчас же в Доме художника проводится внутренняя переделка: устанавливаются лифты на второй этаж, открывается новый галерейный центр (вместо складских помещений).

ЦДХ должен стать одним из ключевых точек туристического маршрута. Ведь от него по мосту Якиманки туристическое Золотое кольцо ведет к Третьяковской галерее, к которой не без участия московского бюджета через два года прибавят еще один корпус на Софийской набережной. Третьяковка разрастется на целый квартал и будет по-настоящему «московским музеем». Далее путь лежит прямиком к Китай-городу и Гостиному двору. Здесь новая пятизвездочная гостиница «Россия» впишется в Золотое кольцо своими платиновыми ценами на номера и постояльцев.

"