Posted 19 июля 2018,, 17:40

Published 19 июля 2018,, 17:40

Modified 7 марта, 16:43

Updated 7 марта, 16:43

"Списанные книги": Благотворительность или гуманитарная катастрофа?

"Списанные книги": Благотворительность или гуманитарная катастрофа?

19 июля 2018, 17:40
В Москве набирает обороты третий этап проекта «Списанные книги», в рамках которого горожане могут забирать домой из городских библиотек книги. Только с начала июля почти 129 тыс. списанных книг "нашли новых владельцев". Автор "НИ" рассуждает: благо или катастрофа - то, что книги перекочевывают в частные коллекции.
Сюжет
Книги

Сергей Путилов

Акция «Списанные книги» работает с 2016 года. Так что не трудно представить масштаб разорения фондов библиотек за минувшее время. К раздаче литературы, новые образцы которой поступают в библиотеки с огромным скрипом из-за недостатка финансирования подключилось и Подмосковье.

С одной стороны можно порадоваться, что уникальные издания перекочевывают в частные библиотеки ценителей. Однако, учитывая, что среди попавших под раздачу раритетов огромное количество специализированной литературы, которая в отличие от времен СССР и постперестроечной поры сейчас попросту не издается, единственным результатом подобных "широких жестов" становится лишь обеднение библиотечного фонда, который восполнить попросту невозможно.

Дело не только в деньгах. Государство худо-бедно, но старается выделять деньги на содержание библиотек. Проблема в номенклатуре литературы, выводимой по сути из массового оборота. Достаточно взглянуть на издания, выставляемые на полки в прихожих библиотек: уникальные исследования по истории, гуманитарным и точным наукам, редчайшие литературные серии, публиковавшиеся в свое время мизерным тиражом. Все это богатство рискует быть полностью утраченным для массового читателя. Больше половины книг, которые уходят в частные собрания невозможно найти в интернете. И уж тем более надеяться на их переиздание в современных условиях, когда издательства работают преимущественно на выпуск бульварной литературы, или в лучшем случае учебников.

К примеру, в красногорской библиотеке на полку раздачи были выставлены уникальные работы востоковедов, воспоминания военачальников, редчайшие издания о белогвардейцах, мемуары активистов НТС (Народно-трудового союза). Некоторые книги, в том числе издания малоизвестных поэтов, подаренные в свое время библиотеке авторами, публиковавшими их за свой счет, исчезли навсегда для посетителей.

Ладно бы книги эти стали достоянием какого-нибудь библиофила. Доводится видеть и другую картину, когда в библиотеку с тележкой наведывается какая-нибудь бабушка, и подчистую сметает все подвернувшееся под руку. Затем, нагруженная этим тяжелым литературным балластом, она движется в сторону ближайшего пункта приема макулатуры.

При этом в стране, ежегодно закрывается до 1000 библиотек, передает ТАСС. Такую статистику приводит начальник отдела библиотек и архивов департамента науки и образования Минкультуры Евгения Гусева.

Освобождаемые помещения переоборудуют в "центры развития" на коммерческой основе, вплоть до клубов самбо. И это в лучшем случае.

В подмосковном наукограде Фрязино за долги в ближайшее время будет закрыта библиотека и единственный в мире Музей Осипа Мандельштама, который библиотекари приютили на своей территории. Библиотека размещается в здании, которое принадлежит Фрязинскому филиалу Института радиотехники и электроники РАН (ФИРЭ) с 1959 г. Эти помещения строили специально для библиотеки. Однако в 2018 г. заканчивается пятилетний срок аренды, и Академия наук отказывается его продлевать. Институт намерен продать это здания, чтобы рассчитаться с долгами по коммунальным услугам. Библиотечное собрание насчитывает более 100 тысяч томов, среди которых есть уникальные издания XVIII—начала XX в. Петиции общественности к губернатору Московской области с призывом спасти уникальный очаг культуры пока действия не возымели.

В России ежегодно закрываются сотни читальных залов. При этом из почти 39 тысяч библиотек по всей стране порядка 70% находятся в сельской местности. То есть речь идет о погружении России, и особенно ее "глубинки" в подлинное средневековье.

Весной стало известно, что Научно-исследовательская группа религиоведения Комплексного научно-исследовательского отдела Всероссийской государственной Библиотеки иностранной литературы им. Рудомино (ВГБИЛ) прекращает работу. Об этом «Благовест-инфо» сообщил главный научный сотрудник группы, доктор исторических наук Евгений Рашковский. Ученый узнал об этом из «Уведомления», полученного им в начале мая и подписанного генеральным директором ВГБИЛ Вадимом Дудой. Под предлогом оптимизации в соответствии с утвержденным Министерством культуры Российской Федерации государственным заданием на 2018 год, обеспеченным бюджетным финансированием, религиоведческий отдел упраздняется.

Таким образом, «под нож» отправлено целое научное религиоведческое направление в стенах ВГБИЛ, у истоков которого стояли протоиерей Александр Мень, академик Вячеслав Всеволодович Иванов и Екатерина Юрьевна Гениева, более четверти века возглавлявшая библиотеку.

"Россия переживает подлинную гуманитарную катастрофу. Мы читаем меньше всех в Европе. Книжные издательства теряют аудиторию и несут огромные убытки из-за отсутствия читательского интереса. Кроме того, государство сворачивает программы пополнения книжных фондов библиотек. Раньше считалось обязательным правилом приобретать книжные новинки у издательств. Сейчас денег на это практически не выделяется".

"В этих условиях раздавать массово книги означает попросту разорение и без того скудных библиотечных запасников", — сказал «Новым известиям» редактор издательства «Алгоритм» Александр Колпакиди.

"