Posted 18 июня 2014,, 20:00

Published 18 июня 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 02:07

Updated 8 марта, 02:07

Программный директор ММКФ Кирилл Разлогов

Программный директор ММКФ Кирилл Разлогов

18 июня 2014, 20:00
Сегодня открывается 36-й Московский международный кинофестиваль (ММКФ). В основной конкурс вошли 16 фильмов, среди которых две российские картины – «Да и да» Валерии Гай Германики и «Белый ягель» Владимира Тумаева. О том, чего москвичам ждать от фестиваля, кто его целевая аудитория и кто из знаменитостей почтит в этом

– Кирилл Эмильевич, как изменился фестиваль в этом году? Что нового в подготовке основной программы? В прошлом году многие ее ругали...

– Да ничего особенно не изменилось. Да и ругали не слишком сильно и компетентно (смеется). Критика не выходила за рамки обычной. Кроме того, я считаю, что ориентироваться на то, что кому нравится, не слишком конструктивная позиция. Не бывает, чтобы все всем были довольны. Да и сложно оценивать конкурсную программу. Она в основном состоит из премьер, а по поводу премьер идет жесткая конкуренция между фестивалями.

– А как заполучить хорошую премьеру на свой фестиваль? Помогает ли авторитет организаторов?

– Когда фильм приглашают на фестиваль, какие-то приглашения принимаются, какие-то отвергаются! И если речь идет о премьере и фильм получает предложение от Каннского фестиваля или Венецианского, чаще всего выбирают их. Если приглашает Московский или Карловарский, могут выбрать тот или другой. Конечно, продюсер скорее согласится принять участие в большом фестивале. Но у фестивалей свой отбор. Из 700 картин, стремящихся попасть, например, на венецианский, реально отберут картин 200.

– Есть ли у ММКФ своя целевая аудитория?

– Целевая аудитория любого кинофестиваля – это киноманы. Люди, любящие кино и понимающие толк в нем.

– А для каких программ лично вы отбирали фильмы?

– Я отбирал фильмы для всех программ. У нас по традиции есть несколько авторских программ: программа Андрея Плахова «Эйфория» (в этот раз «божественная» – преобладают фильмы религиозной тематики), «8 1/2 фильмов» – Петра Шепотинника, программа Стаса Тыркина «Фильмы, которых здесь не было». Есть программы документальных фильмов со своими отборщиками, есть еще десяток программ ретроспективных и современных. Но я отвечаю за все программы фестиваля.

– Каковы, на ваш взгляд, в этом году шансы у наших картин?

– У наших картин на нашем фестивале всегда шансы высоки. Поскольку жюри всегда с вниманием смотрит на те картины, которые предлагает страна – организатор фестиваля. Но это не значит, что им гарантированы какие-то премии.

– А кто из звезд приезжает в этом году на фестиваль?

– На открытии будет французский режиссер Клод Лелюш, американский режиссер Годфри Реджио. Он приедет чуть попозже, будут режиссеры практически всех конкурсных фильмов и актеры, играющие в конкурсных фильмах. Список гостей достаточно разнообразный и разноплановый.

– Планируется ли показ каннского призера – «Левиафана» Андрея Звягинцева?

– В рамках фестиваля – нет. Шла речь о том, что продюсер устроит показ фильма в киноцентре «Октябрь» во время фестиваля. Может быть, он это и сделает. Но это не будет частью фестиваля.

– Какие фильмы мы увидим помимо основной программы?

– То, что вы называете основной программой, – это конкурс, в нем 16 картин. Есть отдельные конкурсы документальных картин и короткометражных лент. На остальных программах показывается более 200 фильмов, и чтобы о них что-то сказать, придется потратить часа три, а времени на это сейчас, в преддверии открытия, увы, нет…

– Вас как кинокритика удовлетворяет, насколько ММКФ отражает тенденции мирового кинематографа?

– Меня не удовлетворяет и не может удовлетворить то, насколько любой фестиваль отражает тенденции кинематографа. Но я считаю, что если на фестивале, который я с коллегами делаю, удалось десять процентов задуманного, – это успех. А десять процентов удалось.

– Почему в конкурсной программе на финальном этапе появилась вторая отечественная картина «Белый ягель»?

– Она появилась так поздно потому, что она только что была закончена. Мы не могли включить ее раньше, потому что картина находилась в работе.

– Фильмы Валерии Гай Германики обычно имеют успех у публики. Ее фильм был выбран в связи с этим? Хотели быть уверенными, что хоть один российский фильм из конкурса попадет в широкий прокат?

– Если фестиваль и имеет отношение к широкому прокату, то скорее по принципу дополнительности. Фестивальные фильмы оцениваются не только и не столько по прокатным результатам, сколько по участию в фестивальной жизни. Если фильмы московских конкурсов потом идут по ста фестивалям – это большой успех, если они идут по десяти – это небольшой успех. Если вообще не попадают на другие фестивали – это неудачный выбор. Картина Гай Германики выйдет в прокат – это безусловно. Но она не будет в широком прокате, потому что картины, действительно выдающиеся в художественном плане, относительно редко попадают в широкий прокат. Их удел – так называемый ограниченный прокат.

"