Posted 18 июня 2007,, 20:00

Published 18 июня 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:27

Updated 8 марта, 08:27

Приз для Дурочки

Приз для Дурочки

18 июня 2007, 20:00
Фестиваль в Аннеси, состоявшийся на минувшей неделе, в очередной раз всех удивил списком призеров: в нем ни одного мэтра, зато сплошь хорошие фильмы. Старейший и самый знаменитый в мире анимационный фестиваль проходит в городке, который называют французской Венецией. Без малого пятьдесят лет сюда съезжаются аниматоры с

В Аннеси можно было увидеть почти все значимое, что было создано за последний год – начиная с «Шрэка Третьего» и заканчивая трехминутным студенческим фильмом из Южной Кореи. Конкурсные сеансы дополняли ретроспективы и специальные программы, а за рамками фестиваля – небольшие частные показы, выставки и даже бунтарские художественные акции, такие, как протестный мини-фестиваль «Аннеси плюс», уже не первый год устраиваемый Нэнси и Ником Фелпсами совместно с Биллом Плимптоном.

Однако такого рода удовольствия – для старожилов, привыкших ворчать, что нынче уж все не то, что прошли времена Яна Леницы и Рауля Сервэ. Нынешний фестиваль особенно давал поводы для критики, поскольку устроил беспрецедентную полнометражную программу, включавшую в общей сложности больше 30 фильмов: 9 в конкурсе и пара десятков в панорамных и авант-премьерных показах. К сожалению, количество в данном случае не означало качества. Отдельные блестящие ленты, вроде «Смывайся!» Dreamworks animation & Aardman animations или чешского кукольного фильма «Одна ночь в одном городе» (реж. Ян Болей), тонули в потоке посредственной и откровенно плохой коммерческой продукции, которая зачастую не отвечала даже элементарным требованиям по качеству.

И все же в стремлении активно включать в фестивальную программу полный метр видится не только заигрывание «Аннеси» со зрителями, но и попытка организаторов фестиваля идти в ногу со временем, не рассуждая о том, хороша ли у времени походка. Именно готовность к эксперименту позволяет «Аннеси» уже много лет сохранять в анимационных кругах звание законодателя мод.

Зачастую такой имидж достигается яркими жестами – такими, как нынешнее решение жюри, присудившего все награды малоизвестным режиссерам – это притом, что в конкурсной программе было несколько звезд анимационного мира. Джордж Швицгебель, Коджи Ямамура, Михаэла Павлатов и наш соотечественник Александр Петров – никого из них даже не упомянули на церемонии закрытия. Так же, как в полнометражном конкурсе без призов оставили «Смывайся!» и «Азура и Азмара» Мишеля Осело – одного из самых значимых французских аниматоров, знакомого российской публике по фильму «Кирику и колдунья».

Вместо этого кристалл за лучший полный метр отошел норвежскому фильму «Освободите Джимми» режиссера Кристофера Нильсона. Этот первый норвежский длинный мультфильм рассказывает о том, как несколько группировок охотятся на циркового слона по имени Джимми. Авантюрная история резко меняет окраску ближе к концу фильма, когда фокус перемещается на самого слона, к этому моменту уже совершенно измученного, накачанного наркотиками и в буквальном смысле готового умереть.

Еще интереснее разложились призы в основном – короткометражном конкурсе. Распределяя награды, жюри постаралось выбрать очень разные фильмы. Специальное упоминание досталось поэтичному и эстетскому африканскому фильму «Сказание о как» группы режиссеров, называющих себя Банда «Черное сердце». Приз за лучший дебют получил русский фильм – «Девочка Дура» Зои Киреевой. Нарисованная в карандаше очень скромная и вполне минималистская история не казалась вероятным претендентом на приз, тем более что даже на российском фестивале он остался без наград. А вот жюри «Аннеси» даже не сомневалось в выборе. Как рассказала «Новым Известиям» председатель жюри английский режиссер Джоанна Куинн, решение по поводу «Девочки Дуры» было единогласным: «Мне самой очень понравился фильм, но я думала, что буду в меньшинстве, поскольку среди моих коллег были люди с больших студий, с Dreamworks. Но когда я его упомянула как претендента, вдруг все наперебой начали отвечать, что им тоже он очень-очень понравился». Не меньше удивления было и у режиссера фильма Зои Киреевой. «Я просто в состоянии измененного сознания. Глядя на эту программу в «Аннеси», я думала, что мой фильм вообще неуместен здесь – со всеми этими детскими переживаниями, первой любовью. Здесь ведь такой трэш, колбасиво. В общем, я совершенно ничего не ожидала», – призналась Зоя «НИ».

Специальный приз жюри получила английская лента, сделанная на Aardman Animations. «Сестры Пирс» Льюиса Кука – образчик анимации неприятной и провокационной. В резком рисунке фильм изображает двух отвратительных женщин, отвратительным образом решающих проблему собственного одиночества. А вот Гран-при (а плюс к нему и приз зрительских симпатий) получила анимация величественная, многодельная и серьезная. Получасовой фильм британского аниматора Сьюзи Темплтон «Петя и волк» (по одноименной сюите Сергея Прокофьева) делался пять лет и стоил 2,5 млн. долларов.

При всей своей неожиданности такое распределение призов можно назвать поистине соломоновым решением, поскольку список призеров демонстрирует основные направления в сегодняшней анимации. И снова утверждает за «Аннеси» репутацию фестиваля, открывающего новые имена и принимающего непредсказуемые решения.

"