Posted 18 июня 2007,, 20:00

Published 18 июня 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:27

Updated 8 марта, 08:27

Репетиция оркестров

Репетиция оркестров

18 июня 2007, 20:00
В июне столичным меломанам крупно повезло. Они вживую услышали шесть лучших симфонических оркестров из Европы. В минувшие выходные в Концертном зале им. П.И.Чайковского выступил Лондонский симфонический оркестр под управлением Валерия Гергиева, а днями раньше закончился Второй фестиваль оркестров мира.

В начале нынешнего года Валерий Гергиев занял пост главного дирижера Лондонского симфонического оркестра. И теперь он ежегодно будет дирижировать 12 программами в резиденции ЛСО – Барбикан-холле и совершать с коллективом одно мировое турне в год. Дирекция оркестра не случайно остановила свой выбор на Гергиеве: благодаря ему в репертуаре появилась русская музыка XX века, которой живо интересуются лондонцы, что повысит конкурентоспособность коллектива. Оркестр приехал в Россию после почти тридцатилетнего перерыва, став вторым подарком, который руководство Московской филармонии сделало слушателям в свой юбилейный сезон (первым было выступление Венского филармонического оркестра в феврале). Устройство этих концертов, как и организация недавно окончившегося Фестиваля оркестров мира, – затеи хлопотные и очень дорогостоящие. В Москве никогда не жаловались на нехватку собственных оркестров. Стоит ли приглашать гостей из Европы? Ответ на этот вопрос может быть только один: стоит. Мало того, это просто необходимо. И, прежде всего, потому, что пока страна жила за железным занавесом, традиции исполнения классической музыки, равно как и отечественный драматический театр, существовали, как в лабораторной колбе, без притока идей извне. Рядовые слушатели, не знакомые с мировым музыкальным процессом, были уверены, что существует единый эталон оркестрового звучания – сочный, насыщенный оттенками звук (во всем мире его называют «мясистым и русским»). И что дирижеры, управляя оркестром, обычно углубляются в психологические нюансы партитуры, наполняя музыку театральностью, в самом лучшем смысле этого слова.

Концерты оркестров из разных стран развеяли этот миф. Оказалось, что ни Европа, ставшая единым пространством, ни сотрудничество большинства коллективов с дирижерами, входящими в одну музыкальную обойму, не мешают оркестрам разных стран сохранить свое неповторимое звучание и подход к музыкальной трактовке.

Лондонский симфонический оркестр, исполнивший на концерте изысканную программу из сочинений Стравинского, Прокофьева и Дебюсси, – один из лучших примеров подобного европейского симбиоза. Даже «Петрушка» Стравинского, хорошо знакомый москвичам в версии Гергиева и оркестра Мариинского театра, прозвучал не ярко и балаганно красочно, а более изысканно и сдержанно. Возникло ощущение, как будто европейский художник-постмодернист использовал русские лубочные картинки в своей артинсталляции. Другой пример подобного симбиоза – выступление в рамках Фестиваля оркестров мира Национального оркестра Франции под управлением Рикардо Мутти с программой из сочинений Шуберта. Немецкий композитор, чьи опусы у нас обычно наполняют внутренним драматизмом и трепетом, прозвучал ровно, оптимистично и жизнеутверждающе.

Парад оркестров привел еще к одному неожиданному выводу: провинциальные оркестры не хотят равняться на Москву, налаживая прямые контакты с Европой. К примеру, Уральский филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса гораздо чаще выступает во Франции, чем в Первопрестольной. А их программа из редко исполняемых симфоний Николая Мясковского оказалась самой оригинальной в летнем оркестровом параде.

"