Posted 18 июня 2006,, 20:00

Published 18 июня 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:15

Updated 8 марта, 09:15

Потеряться в звуке

Потеряться в звуке

18 июня 2006, 20:00
Когда корреспондент «НИ» пришел в культурный центр «Дом» за аккредитацией на фестиваль шумовой музыки, ему сказали: «Готовься оглохнуть». «Шум и ярость» проходит уже пятый год. За это время фестиваль со столь агрессивным названием обозначил свою позицию, привлек настоящих знатоков и корректно отодвинул всех тех, кому л

На самом деле, тот пик, когда шумовая музыка была, прежде всего, вызовом и шокировала своими изысками, мы уже пережили. Так что в этом году все было не так страшно. Может быть, в прошлые годы было тоже не так страшно, просто человеку свойственно привыкать к различным проявлениям музыкальной активности.

Одними из участников фестиваля в свое время были финны Pan Sonic – их беспощадный голый «минимал» был весьма ценим московской студенческой средой в 90-е – и их приезд в Москву стал для соответствующего сегмента публики чуть ли не событием десятилетия. В этом году «Шум» столь громкими хедлайнерами похвастать не мог, тем не менее программа получилась достаточно любопытной. В течение двух дней в камерном домовском зале творили питерские коллективы DaDaZu и «Монополька», москвичи «Архитеатр» и «Госплан Трио» (супергруппа, включающая гуру нашей «умной» электроники Алексея Борисова, фри-джазового саксофониста Сергея Летова и исполнительницу на вечно модном терменвоксе Лану Аксенову). А финалом фестиваля стал совместный сет голландца Томаса Анкерсмита и итальянца Джузеппе Иеласи.

По мнению музыкантов DaDaZu, современная свободная импровизация явила собой новую форму шаманизма – шаманизма постиндустриального общества. Так к этому и стоит относиться – только чувства, и ничего больше. Это мнение вполне разделяет Томас Анкерсмит, который объяснил в интервью «Новым Известиям», что в его музыке «нет никакой идеи... Интересно, что происходит со звуком, который ты извлекаешь. И как он соединяется с шумом аудитории. Моя цель – потеряться в звуке».

Надо сказать, что в подростковом возрасте голландец слушал совершенно нормальную для тогдашних юнцов музыку – американскую «альтернативу» вроде Sonic Youth. Позже пересел на шумовые эксперименты. Он и сейчас не считает свою эстетическую позицию какой-то экстремальной: «Потеряться в звуке – это нормально. Примерно того же состояния добивается любая хэви-метал-группа».

Выступление Томаса и Джузеппе Иеласи выглядит так. На сцене – два макинтошевских лэптопа, рояль, саксофон и небольшой чемодан. Чемодан – это древний аналоговый синтезатор, который использует Анкерсмит. «Это очень гибкий, подвижный инструмент, в нем разные звуки можно соединять по-разному, добиваясь свежего звучания», – объяснил «НИ» музыкант из Нидерландов. В середине сета он берет длинную ноту на саксофоне и передуванием гоняет ее на четверть тона вверх-вниз. Он не умеет правильно играть на саксофоне, никогда этому не учился, но всякие необычные, внемузыкальные звуки извлекает лучше всех. Извлекает, чтобы обрабатывать до неузнаваемости на своем допотопном синтезаторе. Примерно такая же забава у Иеласи с роялем: он лениво наигрывает аккорды, которые затем трансформируются в нечто фантазийное. Они гонят свои звуковые волны, но явно в каком-то одном направлении, так, что слушатель оказывается в некоем, выражаясь словами Кейджа, «воображаемом пейзаже». Под это невозможно петь, танцевать и приплясывать, но медитировать и видеть сны наяву – сколько угодно. Проект «Архитеатр» более жесткий, чем вполне дружественная слушателю элекроакустика Анкерсмита и Иеласи, эти самые «сны наяву» визуализирует. На стену проецируются некие разрозненные полосы, которые складываются в романтические кадры из старого кино. Чтобы потом вновь рассыпаться до полной абстракции. Такой вот перпетуум-мобиле.

"