Posted 18 мая 2015,, 21:00

Published 18 мая 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:56

Updated 8 марта, 03:56

Ночь нежна

Ночь нежна

18 мая 2015, 21:00
Написанная Иваном Вырыпаевым по заказу Дюссельдорфского театра пьеса «Пьяные» была вначале поставлена Виктором Рыжаковым на немецкой сцене, потом перенесена в МХТ имени Чехова. И вот теперь обрела питерскую прописку в БДТ. «Пьяные» – третья постановка Андрея Могучего после назначения худруком БДТ; в ролях – молодежь и

Когда-то барон Мюнхаузен предупреждал: «Самые большие глупости в этом мире делаются с самым серьезным выражением лица!» И ведь, правда, давно мои соотечественники не имели столь серьезных лиц и не были столь озлобленно-агрессивны и нетерпимы, как сегодня. «Пьяные» – попытка увидеть человека в минуты, когда у него расслаблены мышцы тела и сняты тормоза с душевных движений, в минуты, когда человек слаб, смешон, косноязычен. Когда он стремится опуститься на четвереньки и одновременно поднимает взгляд к небесам.

В этом говняном, говняном, говняном мире (весь мат из пьесы убран и остались только разные производные от существительного «говно») шепот Господа практически не слышен в твоем сердце. Но, к счастью, если напиться как следует, до неба в алмазах, есть шанс, что твоими устами заговорит Бог (или в крайнем случае драматург Иван Вырыпаев, что, согласитесь, тоже немало). Наговорит этот демиург много такого, до чего трезвому не додуматься. И то, что все люди вместе и каждый человек в отдельности есть тело Господа. И даже больше: не только каждый человек – это Бог, но и всё вокруг – от использованной жвачки до кучки дерьма – это тоже Бог. Буквально все, за что ни возьмись: от велосипеда до мочалки – это все Он и его любовь. Однако, чтобы увидеть эту растворенную вокруг божественную любовь, надо самому любить.

Набор представлений о мироустройстве разделен между четырнадцатью персонажами, среди которых люди разного пола, возраста, социального положения: проститутка, банкиры, модель-новобрачная, жены со стажем, менеджер по рекламе, директор крупного кинофестиваля, ищущая себя девушка без определенных занятий и т.д. Однако круг пьяных размышлений и словарный запас проститутки и банкира схож до полной неразличимости. Подозреваю, что актеры могут запросто меняться тетрадками своих ролей, что никак не повлияет ни на что и даже добавит приятного абсурда. Ибо персонажей много, но все они суть рупоры. А герой – один, драматург Иван Вырыпаев со своим прочувствованным месседжем человечеству: либо ты весь в любви, либо ты весь в говне. Третьего не дано.

Режиссеры-постановщики – Виктор Рыжаков и Андрей Могучий – с проповедническим пафосом драматурга не спорят, но и не принимают его всерьез. В конце концов в театре «как» всегда важнее, чем «что». А предлагаемые обстоятельства – все пьяны в зюзю – предоставляют более чем заманчивую площадку для сценических фантазий и лихих импровизаций.

Сценографы немецкой и московской постановки Мария и Алексей Трегубовы нагнули сценическую площадку под углом примерно 40 градусов (кто не знает, что опьянение нарушает координацию в пространстве?) Художник Александр Шишкин пошел еще дальше, превратив сценический помост БДТ в цирковой снаряд, аккуратно накрытый мягкими матами. Актеры небрежно падают на них лицом вниз, прыгают, как на батуте, кувыркаются, выполняя сложнейшие кульбиты в воздухе (для работы привлечены настоящие профи – Максим Пахомов и Роман Коганович).

Недаром кульминацией становится сцена в ресторане, где молодые артисты – Арсений Воробьев (Макс), Руслан Барабанов (Матиас), Евгений Славский (Габриэль), Рустам Насыров (Рудольф) – буквально ходят на головах, совершая рисковые трюки и наглядно демонстрируя невесомость, которую человеку дает шепот господа в сердце и алкоголь в жилах.

Любой самый большой и серьезный театр нуждается временами в инъекции раскрепощающей клоунады. Прекрасные старшие артисты БДТ с явным удовольствием выполняют пластические этюды на темы борьбы с земным притяжением. Марина Игнатова (Лора) пытается устоять на разъезжающихся ногах, стараясь поддерживать светскую беседу с достоинством истиной леди. Елена Попова (Линда) героически ковыляет на каблуках за ушедшим в ночь мужем, чтобы в решающий момент подставить ему свое плечо. Анатолий Петров (Карл) на поминках по матери настойчиво уверяет, что его мамочка жива, а потом с надрывом проповедует случайным прохожим необходимость всеобщего покаяния, поскольку все вокруг тотально лгут своим близким.

Свои бездны, до которых возможно подняться только в состоянии сильного алкогольного опьянения, есть буквально у каждого. А в ночной темноте по улицам шныряет Марк, директор крупного фестиваля и по совместительству Иисус – Валерий Дегтярь, дразнящий провокационной цитатой из иранского фильма: «Смерти нет, прекрасная Гульбахар!»

«Пьяные» в БДТ – спектакль-релаксация и терапия одновременно. Ибо, как правильно заметил главный специалист по месту алкоголя в народной жизни Веничка Ерофеев: «Мы все как бы пьяны, только каждый по-своему, один выпил больше, другой меньше. И на кого как действует: один смеется в глаза этому миру, а другой плачет на груди этого мира. Одного уже вытошнило, и ему хорошо, а другого только еще начинает тошнить».

"