Posted 19 апреля 2020,, 07:21

Published 19 апреля 2020,, 07:21

Modified 7 марта, 14:53

Updated 7 марта, 14:53

Развесистая клюква: сериал про Зулейху развел грязь, которой никогда не было

Развесистая клюква: сериал про Зулейху развел грязь, которой никогда не было

19 апреля 2020, 07:21
Авторы фильма в сугубо идеологических целях грубо нарушили историческую достоверность
Сюжет
Сериалы

«Новые Известия» уже несколько раз писали про разные аспекты сериала «Зулейха открывает глаза» по одноименного роману Гузель Яхиной. Вот еще один, оставшийся вне зоны внимания критиков. Между тем Владимир Сухарев написал о нем еще в октябре 2018 года, когда съемки сериала только начинались:

«Что происходит в России?!

А хотите, я вам расскажу, что у нас в стране происходит? На конкретном примере. Весьма показательном.

А кино у нас снимают. Сериал. Исторический. О нашем с вами прошлом, о нашей стране! Эти фотографии я честно натырил в сети. Это Казань. Центр города. Знаменитый Казанский Университет – один из старейших университетов России. Весьма узнаваемое место. Это я неказанцам объясняю. Здесь обязательно нужно объяснить, что происходит.

Нет, у нас в Казани не грязно! Улица возле университета нормальная, асфальтированная и чистая. Всю эту грязь привезли сюда и раскидали специально для съемок фильма. Называется «Зулейха открывает глаза». По одноименному роману Гузель Яхиной. Режиссер Егор Анашкин. В ролях: Чуплан Хаматова, Сергей Маковецкий, Елена Шевченко, Александр Баширов...

Я не читал романа – надеюсь, книга замечательная. Какие сцены снимаются здесь возле университета, также не знаю. Почему люди в одежде времен Революции и гражданской войны соседствуют с автомобилями конца 30-х и времен Великой Отечественной, мне непонятно. Надеюсь, режиссер и всевозможные консультанты-специалисты это как-то утрясут. И сериал тоже получится замечательный!

ВАЖНО ДРУГОЕ:

Вот этой грязи тут не было. В те самые времена – не было! Еще в XIX веке улица имела мощение. Здесь было чисто. И во время Революции было чисто. И трамвай по улице бегал. И в 30-е годы, и в военное время – было чисто. И когда Гагарин полетел – было чисто. И позже. Но вот наступил XXI век – век высоких технологий! И сюда привезли грязь. И размазали по улице, и сами перемазались. Специально, чтобы снимать исторический сериал-эпопею, правду жизни. Про свое прошлое, где грязи не было. Понимаете? Не было вот тут грязи! А в фильме – будет. Не было, но будет, понимаете? Конечно, после съемок все это уберут и вновь наведут чистоту. Но фильм-то останется. В фильме - кто уберет? Люди станут смотреть, сочувствовать героям, вздыхать, делиться впечатлениями. Вот она какая, Правда жизни! Грязь там, где ее не было.

Скажете, фильм не про грязь – фильм о людях, о судьбах? Но, извините, если они врут уже в малом, в декорациях – то что же они сделают с теми людьми, с теми судьбами?! Зачем они делают это? Тогда не было грязи. Теперь будет.

Скажете, это собирательный образ, были и другие улицы кроме этой, и где-то действительно грязь была… А что значит, «собирательный»? Почему нужно собирать там, где грязь, а не там, где чисто? Почему не наоборот? Кто-нибудь пробовал наоборот?

Скажете, художник так видит? Да в том-то и беда, что он ТАК видит! И никак иначе. Ни уважаемая писательница Гузель Яхина, ни уважаемый режиссер Егор Анашкин, ни исторические консультанты не жили в том времени. Но почему-то видят жизнь именно ТАК. Им так нравится. И людям, которые будут смотреть фильм – тоже наверняка понравится. Вот именно так, с грязью, жизненно так… В этом наша беда! Грязи не было – а у нас появилась.

Товарищи артисты! Режиссеры, художники, писатели, поэты, музыканты! Господа люди, хорошие и замечательные! Вы же люди! Зачем вы это делаете? Вспомните советские фильмы. Вспомните свои впечатления. Они, тогдашние – умели! Несли чистоту, туда где ее нет. Делали жизнь лучше. Это в СССР, который теперь почему-то ругают. А мы теперь – что делаем? Настоящая наша история, правда жизни – вот здесь, прямо под нашими ногами! Вот на этом самом месте, где теперь снимается исторический сериал – грязи не было. Ее принесли сюда МЫ, нынешние. И вымазали ею свое прошлое. И сами вымазались. Потому что нам так нравится.

Что происходит в России? А вот это самое и происходит. Приятного просмотра! ))...»

После дебюта сериала, который состоялся на уходящей неделе, автор снова поделился этим постом, собрав под ним множество новых комментариев.

Так Вера Максимова пишет:

«В этом фильме концентрат грязи во всем, особенно в отношениях людей... Как-то все наиграно, по манере напоминает студенческий капустник... Декорации откровенно слабые. Ну откуда у людей, имеющих пилы и топоры, могли взяться целые поселения из ровненько распиленных досок??? Макияж и маникюр Хаматовой оставляют только вопросительные знаки. Весь сериал тянет один Маковецкий, ради него посмотреть можно....»

Строга в оценке фильма и Татьяна Болучевская:

«Плохое кино! Безобразно гадит России и татарам! Зачем бюджет платят за это дерьмо?.. Хаматова с одним лицом, как с маской весь фильм, это ужас! Татары, русские показаны выродками и убожествами. В то время, когда это как две ноги у человека! Одна без другой никак! Снять с показа и сжечь это убожество! Жаль наших с вами, налогоплательщиков, денег... Фу, посмотрела, как в дерьме вывозилась...»

А Валентин Гуренков дал точную оценку самому роману Яхиной Именно так все и есть на самом деле:

«Читая текст Гузель Яхиной, я понимаю, почему эта книга стала книгой года - женщины всегда на слезы и сострадание готовы. А это - классический вариант слезодавилки. Да и жюри знаменитых конкурсов понять можно - устали они уже всякую несусветную чушь заваливать премиями. Не читают сострадательные дамы и бодрые пенсионерки изыски и корявый язык Латыниных да Евгений Некрасовых. Там можно только слюной изойти . На плевки . И только. А Яхина - не отнять - языком владеет. Да и вкрапления татарских слов придает колорит. Первые две главы с удовольствием прочитал. Образно - и образ свекрови Упырихи хорошо выписан, и татарский муж-сатрап очень достоверен. Да и стилистика хороша - редкий писатель начнет изложение в настоящем времени: " Зулейха на цыпочках идет.. смотрит, моет, кормит.. "

Действительно необычно. Но - на этом все и заканчивается. Даже обидно. Остальное - вольный рассказ на хорошо известную тему. Втискивание в жесткий жанр излюбленных либеральных фантазий. И вот тут становится жаль писательницу - для нее это как минное поле. Цель ясна - надо каплями вливать в уши дикую ненависть к прошлому - к СССР. Как в "Гамлете" - брат - брату королю. И тут идет разливанное море отборной клюквы.

Для начала - образ Союза - в понимании татарской женщины, не умеющей ни читать, ни писать . Но почему-то знающей карту. Даже на агитке. Вот такой парадокс. "..Гигантское алое пятно, похожее на беременного слизня, – Советский Союз. Уж больно смешной он был – с бородой, с забавной крючковатой лапкой спереди." Итак, зацепка есть. Зулейха весь последующий текст будет открывать глаза не только себе, но и слезливым читателям на этого "слизня".

"Вы не любите женскую прозу.." - бросит мне обвинение залитая слезами читательница.. "Да, - потупя голову скажу я , как профессор Преображенский - я не люблю пролетариат, пардон, женскую прозу." Потому что Яхина далеко не Маргарет Митчелл. Но кто-то ее упорно на это нацелил. И теперь тянет изо всех сил.

"