Posted 18 апреля 2012,, 20:00

Published 18 апреля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 02:28

Updated 8 марта, 02:28

Впереди планеты всей

Впереди планеты всей

18 апреля 2012, 20:00
В Музее истории ГУЛАГа проходит выставка Дэвида Кинга «Комиссар исчезает», посвященная фальсификациям фотографий в сталинскую эпоху. Британский фотограф, собравший за сорок лет уникальную коллекцию отретушированных снимков, своей экспозицией показал альтернативную историю Советского Союза и «нашел» немало «пропавших» п

Дэвид Кинг, впервые оказавшийся в Архиве кино- и фотодокументалистики в 1970 году (спустя 17 лет после смерти Сталина), был немало поражен, не обнаружив ни одного снимка Льва Троцкого. Сотрудники архива от удивленного британца отмахнулись, отметив, что для революции Троцкий – фигура малозначительная. Подобная несправедливость больше заинтриговала, чем возмутила Кинга, который с тех пор начал вести изыскания на поле отретушированных снимков эпохи сталинского произвола. В западных букинистических магазинах и на книжных развалах коллекционер нашел немало пропагандистских материалов, которыми в 1920-е годы СССР обильно «засыпал» Европу. А потом сравнил опубликованные там снимки с теми, что выходили в Советском Союзе в 1930-е годы для «внутреннего потребления». Стоит ли говорить, что на сличенных фотографиях Кинг нашел больше десяти отличий.

Ретуширование фотоснимков, публикуемых в книгах, газетах и журналах, началось в 1917 году, но только после убийства главы ленинградской парторганизации Сергея Кирова, с 1935 года, приобрело поистине промышленные масштабы. Разумеется, в Советском Союзе не существовало никакого Министерства правды, описанного Оруэллом в романе «1984» – для выполнения «заказа» было достаточно телефонного звонка. С помощью острого скальпеля, красок, чернил, склеивания и пульверизатора-распылителя от «проштрафившегося» не оставалось и следа – как физически, так и фактически. Из памяти он вытравливался с такой же легкостью, как и из печатной продукции.

Для сравнения Кинг приводит оригинал фото и варианты случившихся с ним метаморфоз (зачастую один и тот же снимок подвергался обработке несколько раз). Так, на одной из фотографий – собрание петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» в феврале 1897 года. На снимке: Александр Малченко, Петр Запорожец, Анатолий Ванеев, Василий Старков, Глеб Кржижановский, Ленин и Юлий Мартов. Вскоре после того, как был запечатлен этот исторический момент, все члены группы были арестованы и сосланы на три года в Сибирь. На той же фотографии, опубликованной в 1939 году, странным образом отсутствует Малченко. А все дело в том, что, вернувшись из ссылки, он отошел от революционных дел, а в 1930 году вообще был казнен как «вредитель». Интересно, что еще 30 лет Малченко так и не появился на репродукциях этого снимка.

Однако иногда комиссары все-таки «возвращались». Ленин и Александр Богданов играют в шахматы у Горького на острове Капри, их окружают Владимир Базаров, Зиновий Пешков, Наталья Богданова и Иван Ладыжников. В 1939 году с этого снимка «исчезли» Владимир Базаров и Зиновий Пешков, оказавшиеся в немилости. Однако в 1960 году Пешков снова появился на фото, а вот Базаров трансформировался в некую античную колонну. Порой «исчезновение» сторонников Ленина не ограничивалось двумя-тремя фигурами. На заседании Совнаркома в 1918 года вождя пролетариата окружают 33 наркома (среди них – Лев Троцкий), а на опубликованном в 1970 году снимке с Лениным сидят всего трое. Позже, при необходимости, не церемонились даже с элитой: после казни отовсюду вымарывались изображения энкавэдэшников Ежова и Берии.

Иногда доходило до абсурда. Штатный сталинский художник Густав Клуцис, с 1928 года без устали малевавший плакаты, прославляющие коллективизацию, индустриализацию, а главное – Вождя, а также старательно изымающий неугодных своего шефа, впоследствии сам попал в опалу и был наспех расстрелян. А в издании «Сталин. Краткая биография» среди фотопокойников оказался Николай Шверник – один из секретарей ЦК, в 1946 году назначенный генсеком главой государства…

В общем-то сейчас подобным «фотошопом» мало кого удивишь – фотофальсификациями часто грешат и сегодня, причем, понятно, используя гораздо более изощренные средства. Однако развернувшаяся в Советском Союзе при Сталине кампания по вымарыванию «врагов», «вредителей», просто оппонентов или даже соратников государственных лидеров ужасает тем, что люди зачастую исчезали не только со снимков, но и физически. Особенно это пугает, когда фотографии «всплывают» не из недр Интернета поодиночке, а занимают немалую площадь выставочного пространства в музее ГУЛАГа.

"