Posted 18 марта 2014,, 20:00

Published 18 марта 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:33

Updated 8 марта, 04:33

Галантное обострение

Галантное обострение

18 марта 2014, 20:00
В пятницу под сводами Музея изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка французского искусства эпохи рококо из собрания ГМИИ – «Галантные игры».

Обнаженная натура работы Франсуа Буше, которая в изобилии наполняла апартаменты великого Рудольфа Нуреева на набережной Вольтера в Париже, теперь заняла свое место и на Волхонке в столице России. Творивший в жанре живописного «ню» и известный в России лишь записным поклонникам изобразительного искусства, месье Буше соседствует на выставке куда с более популярным у нас Антуаном Ватто (ну кто же не помнит хотя бы его «Капризницу», растиражированную на тысячах марок?), а также с Жаном-Оноре Фрагонаром – самым плодовитым деятелем в жанре живописного рококо, наивысшего, так сказать, проявления барокко. Торжество последнего пришлось, главным образом, на XVIII столетие.

Все, что собирала элита тогдашнего российского общества, вовсе и не подозревавшая, конечно, что ее время назовут именно «галантным», все, что никчемно пылилось потом в запасниках славного музея на Волхонке, выставлено теперь на всеобщее обозрение. Почти три века спустя. И признаемся с ходу, во времена весьма от всяческой галантности отдаленные. А потому, скажем, поклонникам постмодерна делать на этой выставке решительно ничего. Как и апологетам реалистического искусства.

Злые языки судачат, что и само проведение выставки стало возможным лишь с приходом нового директора музея Марины Лошак. Потому как Ирина Антонова никак не хотела устраивать подобную экспозицию в силу ее легкомысленности и пущей фривольности…

Названия говорят сами за себя. «Галантное общество в парке» – это титул целого раздела. «Счастливые возможности качелей» – уже название отдельной работы кисти Никола Делоне из этого раздела. А вот и иные разделы: «Модные прихоти», например, или «Будуар». Из этого последнего раздела – «Очарование свободы, или Побежденный Амур» – не просто жанровая сценка о влюбленных, но и целая энциклопедия – как одевались, как завивались, а также какие носили мушки…

Гравюры, представленные в экспозиции, – наиболее яркая часть огромного (более 6500 работ) собрания мастеров французской школы XVIII–XIX веков, оказавшегося в конце концов в уникальной коллекции князей Барятинских. Когда князьям по не зависящим от них причинам в 1917 году пришлось расстаться со всем этим богатством, то «комиссары в пыльных шлемах» вначале отправили картины в Румянцевский музей (ныне РГБ), а потом – на Волхонку. Тут они мирно спали в течение ровно 90 лет.

Пробужденные к новой жизни энергией Марины Лошак, гравюры далекого прошлого из княжеского собрания изящно соседствуют с несколькими веерами из коллекции нашего современника, профессора моды Александра Васильева. И все это, кстати, такое же отражение реальности, как работы Репина или Сурикова. Всюду жизнь...

"