Рус
Eng
Игра в классики

Игра в классики

19 февраля 2016, 00:00
Культура
Александр БЕЛЯЕВ, Сочи
Новую программу на 9-й Зимний фестиваль Юрия Башмета привез итальянец Винченцо Капеццуто. Певца называют контртенором за неимением другого термина: у него очень высокий голос. Впрочем, сам певец говорит: «Это мой обычный голос, от природы».

Винченцо Капеццуто уже успел cвоим голосом поразить российскую публику в мае прошлого года, показав в Ярославле программу «Кто боится барокко».

На фестивале в Сочи певец и его коллектив Soqquadro Italiano привезли совершенно постмодернистскую программу. Струнная группа Ростовского академического симфонического оркестра (под управлением Валентина Урюпина), сами Soqquadro в расширенном составе, Винченцо Капеццуто и видеоарт Кристины Спелти. Всё, казалось бы, сделано для того, чтобы получилось лоскустное одеяло и китч. Но ничего подобного. Вот так же, как итальянцы умеют одеваться в сто слоев разноцветной одежды с кривым кроем и при этом выглядеть молодыми, подтянутыми и лихими, так и здесь: всё удивительно органично, ладно пригнано, со вкусом и без швов.

Винченцо запредельно высоким ангельским голосом выводит пассажи редких произведений Вивальди, ему вторят барочные инструменты, «нормальные» классические струнные и даже чаша тибетских монахов. По экрану плывет беззастенчивый постмодернистский пастиш – Рафаэль, виды Венеции, Дворец дожей. На миллиметр в сторону – и получится старое-доброе-жирное «налетай, не скупись, покупай живопись». Здесь же перед нами – тонкое и волнующее искусство.

Один вопрос: как у них это получается? Эту программу, La Stravaganza, впервые показали в Сочи. Дальше она будет гастролировать по всему миру: «Интерес к ней уже большой», – говорит Винченцо.

Приятный сюрприз фестивальных дней – выступление пианиста-виртуоза Николая Луганского. Изначально планировалось, что он выступит с актером Игорем Костолевским, но в конце концов Луганский просто сыграл свою новую программу. В органном зале Сочинской филармонии был небывалый аншлаг. Половина – юные студенты и студентки. Публика не дышит и между произведениями не хлопает. Луганский – за новеньким роялем модели Yamaha CFIIIS, к созданию которой в свое время приложил руку сам Святослав Рихтер.

Программа Луганского – даже не на любителя, а на знатока всего этого космического пианизма (некоторые студенты захватили в зал ноты). Начали с двух экспромтов Шуберта – и тут же сгустилась атмосфера романтики, ностальгии и так далее. Продолжили в том же ключе бетховенской сонатой № 30 ми-мажор. Второе отделение – редкий у нас испанский композитор Исаак Альбенис с его произведениями Azulejos и El Albaicin (из цикла «Иберия»). Прозвучало жестковато, но после этого хорошим контрастом – шесть музыкальных моментов Сергея Рахманинова.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter