Рус
Eng
«Мы свое призванье не забудем»

«Мы свое призванье не забудем»

19 февраля 2015, 00:00
Культура
Ольга СЕРЕГИНА
Сегодня известному композитору Геннадию Гладкову исполняется 80 лет. По традиции день юбилея композитора будет отмечаться концертом его избранных произведений. В зале имени Чайковского прозвучат музыка и песни из «Формулы любви», «Точки, точки, запятой...», «Джентльменов удачи», «Собаки на сене», «12 стульев», «Обыкнов

Сын и внук музыкантов, Геннадий Гладков рано осознал свое призвание. И еще учась в ЦМШ (Центральной средней музыкальной школе при консерватории) написал музыку к дипломному спектаклю Щукинского училища «Три толстяка», который поставил его друг Василий Ливанов. Опыт оказался настолько удачным, что молодого композитора пригласили поработать в культовый театр «Современник», где репетировалась пьеса Михаила Львовского «Друг детства».

Чуть позже тот же Василий Ливанов привлек внимание композитора к анимации, попросив его написать «что-нибудь мелодичное» для мульт­фильма «Самый, самый, самый»... Дар мелодиста и поразительный талант стилизатора оказались необыкновенно востребованными и в легкомысленной области анимации, и в более серьезной области художественных фильмов.

Всесоюзную известность принесла Геннадию Гладкову работа над мультфильмом «Бременские музыканты», песни из которого запела, без преувеличения, вся страна. И тогда же, в конце 1960-х, Геннадий Гладков входит в круг ближайших друзей и соратников Марка Захарова. Вместе они создают такие вошедшие в историю русского театра постановки, как «Проснись и пой» (Театр Сатиры), «Тиль», «Жестокие игры» («Ленком»). Гладков пишет музыку к фильмам Марка Захарова – «12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона»...

Очень скоро рождается суеверная примета – участие Гладкова приносит удачу фильму-мультфильму-спектаклю. Действительно, хитами становятся такие фильмы, как «Джентльмены удачи», «Точка, точка, запятая...», «Люди и манекены», «Ты – мне, я –тебе!», «Дон Сезар де Базан», «Человек с бульвара Капуцинов», «Дульсинея Тобосская», «После дождичка в четверг», «Расстанемся – пока хорошие». Все дети Советского Союза напевают песенки из «Голубого щенка», «Малыша и Карлсона», из «Как львенок и черепаха пели песню» и, конечно, из «Бременских музыкантов»...

Геннадий Гладков активно сотрудничает с поэтами Юрием Энтиным, Дмитрием Сухаревым, Анатолием Кимом. Последний заражает композитора мечтой о создании жанра «русского мюзикла», куда более сподручного нашему театру и нашей музыкальной традиции, чем все бродвейские копии. Композитор пишет мюзиклы «Йоахим-Лис – детектив с дипломом» (для театра «Детектив»), «На бойком месте» и «Сватовство по-московски» по Островскому.

Свою монографию об учителе музыкант Андрей Смирнов назвал «Книга о веселом композиторе». Геннадий Гладков часто сам выходил на сцену, импровизируя вместе с оркестром. Так, на гастролях в Польше (1977) Геннадий Гладков исполнял в «Тиле» все музыкальные партии, дополнял их каденциями-импровизациями. В целом ряде фильмов, как мультипликационных, так и игровых, композитор сам исполнял свои песни («По следам бременских музыкантов», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Голубой щенок», «Пока безумствует мечта», «Дульсинея Тобосская», «Формула любви»).

Накануне своего 80-летия маэстро озвучил новые творческие планы: запись оперы «Зеленая птичка» по сказке Карло Гоцци. «Главное для меня сейчас – здоровье, – посетовал композитор, –если буду здоров, смогу осуществить все задуманное».

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter