Posted 18 февраля 2007,, 21:00

Published 18 февраля 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:42

Updated 8 марта, 08:42

У каждого свой джаз

18 февраля 2007, 21:00
Ежегодный международный фестиваль «Триумф джаза» никогда не обходился без присутствия западных звезд первой величины. Нынешний «Триумф» не стал исключением, правда, многие из приглашенных музыкантов уже успели побывать в «Ле клубе» в гостях у Игоря Бутмана, поэтому не были в новинку московским любителям и тем более про

Главный концерт «Триумфа» состоялся в минувший четверг в Московском доме музыки, но у этого события, выражаясь языком музыкальных терминов, были и прелюдия, и постлюдия. Фактически фестиваль однодневный, однако абсолютно та же предельно насыщенная его программа шла и накануне, и на следующий день на новой площадке «Ле клуба» на Чистых прудах. Так что особо интересующиеся могли познакомиться с современным джазом более детально.

Арт-директор «Ле клуба», известный саксофонист и немного фигурист Игорь Бутман устраивает фестиваль «Триумф джаза» в седьмой раз. В этом году он почти совпал с днем рождения его жены Оксаны, поэтому вполне логично, что Бутман и его биг-бэнд в своем фирменном, ярком звучании открыли фестиваль «Вальсом для Оксаны». Далее к биг-бэнду присоединилась одна из хедлайнеров – французская певица Анн Дюкро. Вместе они исполнили несколько стандартов, в том числе Фрэнка Фостера, Билли Холидэй, а баллада My Fanny Valentine Лоренца Харта – Ричарда Роджерса слушалась как напоминание о прошедшем Дне святого Валентина. У Анн Дюкро сильный, но несколько сипловатый голос, с прямой подачей звука, она запросто перекрывала оркестр. Нельзя сказать, чтобы ее тембр был особенно красив, но в темпераменте и обостренном чувстве индивидуальности (а это в джазе главное) ей не откажешь.

Из двух интернациональных коллективов – бас-гитариста Алекса Ростоцкого и пианиста Даниила Крамера – слушатели восторженно реагировали, скорее, на второй. Трио Крамера, помимо него самого, составили брат художественного руководителя фестиваля, Олег Бутман на барабанах (США – Россия) и Ричи Гудс на басу (США). Как всегда, лидер был виртуозен, а это нравится самой широкой публике вне всякой зависимости от содержательности игры. Профессионалам же был более интересен квартет Ростоцкого, который частично показал свой новый проект «Картинки с выставки, или Прогулки с Мусоргским». Александр Ростоцкий надеется, что вскоре состоится полноценная премьера. А пока только четыре номера: «Два еврея: богатый и бедный», «Старый замок», «Сад Тюильри» и «Балет невылупившихся птенцов». С одной стороны, «Картинки» Модеста Мусоргского и джаз-рок с элементами театра – странное сочетание, к которому не сразу привыкаешь (если привыкаешь вообще), с другой – бесспорное мастерство музыкантов, которое оправдывает любую концепцию. Вероятно, цепляет восприятие именно парадоксальность этого сочетания. В «Балете…», например, музыка Модеста Петровича постоянно чередовалась с Seven Steps to Heaven Майлза Дэйвиса. И нельзя сказать, что это было неорганично. В составе ансамбля, соответственно, объединились инструменты джазовые, и не очень: бас-гитара, барабаны, рояль и фагот.

На десерт – американская группа Soul Bop Band Рэнди Бреккера – Билла Эванса, одна из самых горячих и самых харизматичных на сегодняшний день. Чего только стоят дреды гитариста Хайрама Баллока! В основном музыканты играли композиции из своего последнего альбома Soul Bop Band Live, насквозь пропитанные пламенным фанком.

А после десерта Игорь Бутман запланировал «смертельный номер» – джем-сешн на тему Strap Hanging недавно покинувшего этот мир саксофониста и флейтиста Майкла Бреккера, брата Рэнди. Большинство участников этой акции получило ноты буквально перед концертом, так что пришлось читать с листа, а потом еще и импровизировать на сложную незнакомую тему. И, как ни странно, это им удалось.

"